Экологическая стандартизация и паспортизация

Общие положения экологического законодательства РФ конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил и требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности
является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 — основные положения;

  • 1 — гидросфера;
  • 2 — атмосфера;
  • 3 — почвы;
  • 4 — земли;
  • 5 — флора;
  • 6 — фауна;
  • 7 — недра.

По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

  • 1 — термины, классификации, определения;
  • 2 — нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов;
  • 3 — правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
  • 4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;
  • 5, 6 — требования к средствам контроля и защиты окружающей среды;
  • 7 — прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта ССОП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.

Так, например, если требуется выяснить, какие существуют нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05— 86. В данном случае «17» обозначает номер системы, «2» — номер подсистемы (атмосферу), «2» — вид стандарта (нормы и методы измерения), «05» — номер стандарта и «86» — год издания.

В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04—90 каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт — основной нормативно-технический документ, содержащий данные об использовании ресурсов и воздействии предприятия на ОС. Цель паспортизации — прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Порядок составления и представления экологических паспортов предприятия (производственной и непроизводственной сферы) на согласование координируют местные комитеты по охране природы при администрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

В экологическом паспорте предприятия должны быть отражены:

  • сведения о технологиях, используемых предприятием;
  • количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);
  • количественные характеристики выпускаемой продукции;
  • количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) и загрязняющих веществ предприятия;
  • результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими зарубежными и отечественными.

Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих природоохранных задач:

  • оценки влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определения размера платы за природопользование;
  • установления для предприятия предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую;
  • планирования предприятием природоохранных мероприятий и оценки их эффективности;
  • экспертизы проектов реконструкции предприятия;
  • контроля за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;
  • повышения эффективности использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.

Экологический паспорт заполняется в двух экземплярах: один хранится на предприятии, другой — в местном комитете по охране природы с грифом «Для служебного пользования».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)