Экологическая экспертиза в США и других странах

Возникновение ОВОС как стадии экологического проектирования относят к 1970 г., когда в США был принят «Акт о Национальной политике по охране окружающей среды» – National Environmental Policy Act (NEPA). В нем рекомендовалось «учитывать при принятии крупных решений экологические последствия планируемой деятельности».

Принятию решений, способных повлечь значительные экологические последствия, должно предшествовать составление специальной «Декларации об экологических последствиях» (Environmental Impact Statement – EIS).

В NEPA были заложены и методологические основы «Оценки воздействия»: «использовать систематический, междисциплинарный подход, при котором обеспечивается интеграция естественных и общественных наук, при проектировании среды обитания, при планировании и принятии решений».

Становлению методологии ОВОС и экологической экспертизы способствовали суды в США, в которые обращались общественные и государственные организации и просто граждане США в связи с не соблюдениями NEPA, это способствовало формированию процесса Environmental Impact Assessment (EIA).

Были сформулированы основные требования к процессу EIA:

  • всесторонние исследования и выявления ожидаемых экологических последствий альтернатив предлагаемой деятельности;
  • возможность использовать EIS при принятии решений по проекту;
  • доступность EIS для замечаний заинтересованных сторон, в том числе населения.

Опыту США последовал ряд европейских стран. С начала 80-х годов XX в. началась работа над общеевропейским законом об EIA, который был оформлен в виде Директивы Европейского сообщества от 3 июля 1985 г. Она потребовала от национальных правительств модификации природоохранных законодательств, направленных на включение процедуры Environmental Assessment (EA) в процесс принятия решений по определенным типам проектов, и обозначение перечня проектов, для которых оценка воздействия на окружающую среду была обязательна. К 1988 г. страны единой Европы изменили соответствующим образом свое законодательство.

Новые страны, вступающие в ЕС (например, Австрия), должны были в срочном порядке включить процесс ЕА в свои системы принятия решений. В 1991 г. на конференции в Эспо (Финляндия), проводимой под эгидой Экономического Совета по делам Европы ООН, 30 стран подписали Конвенцию о проведении EIA проектов, могущих иметь значительные трансграничные экологические последствия.

Согласно Конвенции о Трансграничной ОВОС материалы по оценке воздействия таких проектов должны быть полностью доступны соседней стране. В 1994 г. российский парламент ратифицировал это соглашение.

Значительная роль в развитии и становлении ОВОС принадлежит научному комитету по проблемам окружающей среды (СКОПЕ), который был организован Международным советом научных союзов в 1969 г.

Процедура ОВОС, используемая Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и называемая анализом экологического воздействия (АЭВ), является одним из важнейших видов экологических оценок, предусмотренных ЕБРР в качестве обязательных требований для получения займа.

Проведение экологических исследований обеспечивается заказчиком проекта намечаемой деятельности в соответствии с правилами ЕБРР по выполнению АЭВ для получения достаточного объема информации, которая позволит Совету директоров банка принять решение о возможности финансирования проекта. Отдельные положения методологии ОВОС ЕБРР используются в методике проведения ОВОС в Германии и Бразилии.

Требования процедуры проведения АЭВ ЕБРР близки к требованиям российской процедуры ОВОС. АЭВ выполняется при реализации проектов строительства, масштабного расширения или конверсии ввиду их потенциальной экологической опасности, а также других типов проектов, которые могут оказать негативное воздействие на охраняемые или уязвимые территории (национальные парки, другие заповедники национального или регионального значения, включая районы, представляющие археологический интерес; районы, имеющие значение для этнических групп; районы, подверженные эрозии и/или опустыниванию; заболоченные территории и т.д.)

Характерной особенностью процедуры ОВОС в странах ЕС является то, что она проводится в основном для проектов национального уровня.

Для проектов регионального и местного уровней процедура ОВОС не требуется, а предусматривается проведение процедуры скрининга (пилотного обследования) по следующим критериям:

  • характеристика деятельности;
  • местоположение объекта;
  • наличие чувствительных объектов природы и уязвимых мест объекта;
  • отношения с другими объектами (совокупные воздействия) и характеристики отрицательных воздействий.

В США экологическая экспертиза проводится, начиная с 1970 г., в Канаде – с 1973 г., во Франции, Испании и Японии – с 1976 г., в Нидерландах – с 1977 г., в Китае – с 1979 г.

Интересно
Промышленно развитые страны, столкнувшиеся с проблемой ухудшения состояния окружающей природной среды, были вынуждены начать разработку методики и системы экспертиз. Экологическая экспертиза начала проводиться с 1965 г. в Японии, 1970 г. − в США, 1973 г. − в Канаде, 1976 г. − во Франции и Испании, 1977 г. − в Нидерландах, 1979 г. − в Китае и т.д.

В СССР экспертные комиссии при Госкомприроды были созданы в 1988 г. Процедура ОВОС предшествовала появлению экологической экспертизы в зарубежных странах, и, по существу, явилась ее прообразом. ОВОС впервые была проведена в Югославии (1969), более 20 лет назад в − США, 1991 г. − в России. В настоящее время во многих странах ОВОС закреплена законодательно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)