Джорж С. Одиорне

Незаслуженно обделены вниманием в отечественной психологии предпринимательства наработки профессора Мичиганского университета Джоржа С. Одиорне.

Его вклад в становление и развитие концепции ограниченной рациональности достаточно значителен, а изучение результатов его исследований входит в обязательную программу МВА.

Наиболее  значимой с позиций теории предпринимательства представляется, опубликованная им в 1966 г. статья «Джунгли теории управления и экзистенциальный менеджер» (1966).  Данная статья посвящена не личности руководителя организации, а проблеме иррациональности его поведения.

По мнению Дж. С. Одиорне свести деятельность предпринимателей и менеджеров к неким рациональным моделям невозможно в принципе, так как сама природа товарно-денежных отношений иррациональная, а кроме того их поведение лимитировано временем, пространством и ресурсами.

«Одиорне отмечает, что почти все школы теории организации и управления занимаются исследованием проблем руководства в крупных корпорациях, в силу своего могущества ограждённых от действия множества факторов, с которыми сталкиваются менеджеры менее крупных и совсем уж небольших фирм».

Интересно
Одиорне предупреждал руководителей об опасности того, что  он назвал «ловушкой активности» (the activity trap): тратить время и деньги на мероприятия, которые не были непосредственно связаны с достижением взаимно согласованных показателей.

С позиций Одиорне более важны результаты менеджера, а не его поведение в процессе достижения целей. Это шло в разрез с концепцией «человеческих отношений» школы управления, которая была популярна в 1950-х.

Основной вывод работы Дж. С. Одиорне сводится к тому, что никакая теория неспособна отражать объективную реальность, если в её основе лежит базовое представление о рациональной природе предпринимательских решений.

Необходимо отметить особо следующий момент. Если Г. Саймон видел причину иррациональности принимаемых бизнес решений в ограниченных возможностях психики человека, то Дж. Одиорне считал источником нестабильности саму среду, которая через ситуационные ограничения делает решения менеджеров-бизнесменов хаотичными, противоречивыми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)