Дворянство

В начале XIX века в России появляется поколение дворян, которые были, наконец, достаточно образованны (по европейским меркам). Они пламенно любили свое Отечество, служили ему на гражданской, чаще же на военной службе и в то же время представляли собой людей со всеми достоинствами светского воспитания. Они были не чужды ученым досугам и занятиям литературой и искусством. Появляется человек индивидуального достоинства и чести, внутренней независимости

Наиболее впечатляющим выражением изменений в обществе стало распространение в русской дворянской среде дуэлей. Хотя первые дуэли зафиксированы в России едва ли не с петровских времен, в царствование Екатерины II они уже не были исключением.

Но только к началу XIX века дуэль стала явлением культуры. Всегда хватало критики дуэли за ее жестокость и бессмыслицу. Это действительно так. Дуэль противоречит здравому смыслу, но именно здравому смыслу в обыденном понимании. Однако смысл дуэли состоит в том, что данная личность бесконечно высоко ценит свое человеческое достоинство и потому всякую попытку посягательства на него готова пресечь даже ценой собственной жизни.

Интересно
В дуэли важен вовсе не принцип силы (иначе бы она не отличалась от простой драки). Дуэль требует не победы правого и поражения виновного. В ней важнее способность пойти на испытание и, не дрогнув, выдержать его независимо от победы или поражения. Это предполагает мужество, хладнокровие и, между прочим, взаимную вежливость участников поединка.

Выдержанное испытание подтверждает достоинство и честь дуэлянтов. После дуэли возникшая между ними ссора превращается в досадное недоразумение, не нанесшее урона репутации ни одной из сторон. Конечно, дуэль несёт в себе момент жестокости и безответственной игры своей и чужой жизнью. Но в ситуации начала XIX века она уравновешивается моментом полной внутренней независимости человека, живущего всегда на грани поединка.

Со времен петровских ассамблей остро встал вопрос об организации форм светской жизни. Ранее формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала были в основном общими и для народной, и для боярско-дворянской жизни. Дворянство постепенно утверждало свою специфическую структуру быта. Внутренняя организация бала была задачей исключительно культурной важности, ибо она определяла тип социального поведения внутри дворянской культуры. Бал стал ритуалом со строгой последовательностью частей и обязательных элементов.

Основным элементом бала были танцы. Они служили стержнем вечера, задавали тон и стиль беседы. Обучение танцам начинали рано, с пяти-шести лет. Оно было мучительным, напоминало жесткую тренировку спортсмена. Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость, непринужденность, уверенность в движениях, но и определенным образом влияла на психологический настрой человека.

В условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене. Изящество, сказывающееся в движениях, считалось признаком хорошего воспитания.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)