Договор коммерческой концессии

Термин «франшиза» французского происхождения и означает льготу, уступку. Уступка при франшизе состоит, прежде всего, в предоставлении изготовителем или головным оптовиком торговой скидки с цены посреднику, осуществляющему постоянную продажу его товаров.

В договор могут включаться условия об оказании посреднику организационной или технической помощи, типового обустройства и оснащения оборудованием складских и торговых помещений, обучения персонала приемам рекламы товара, осуществления сервисного обслуживания пользователей товара.

По мере развития отношений мелким фирмам предоставляется право использовать либо фирменное наименование, либо товарный знак головной фирмы.

Английское производное от франшизы – «франчайзинг».

Франчайзинг означает систему договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также соблюдением ее технологий производства и стратегии по сбыту товаров.

В российском законодательстве урегулированы лишь отдельные вопросы франшизы. Так, в главе 54 ГК РФ, носящей название «Коммерческая концессия» речь идет не о содействии в реализации товаров, а о передаче исключительных прав.

Договор коммерческой концессии – это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), а пользователь обязуется уплачивать правообладателю обусловленную договором денежную сумму.

Договор регламентируют ст. 1027–1040 ГК РФ.

К числу исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, относятся имущественные права, вытекающие:

  • из патентов на изобретения;
  • из патентов на промышленные образцы;
  • из патентов на селекционные достижения;
  • из патентов на полезные модели;
  • из свидетельств на товарные знаки;
  • из авторских договоров, на принадлежащие правообладателю объекты авторского права, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;
  • из договоров о предоставлении исключительных лицензий на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности;
  • из права на сведения, составляющие коммерческую тайну и права на коммерческое обозначение.

Существо исключительных прав сводится к предоставлению их обладателям юридической монополии на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности с одновременной возможностью устранения от такого использования всех третьих лиц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)