Динамика и развитие малой группы

Механизмы формирования малых групп существенно различаются в зависимости от вида группы. Образование формальной группы происходит независимо от потребностей и желания объединиться
и общаться именно с данными людьми. Здесь правильнее говорить о вхождении индивидов в формирующуюся группу, обусловленном индивидуальными потребностями личности.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей в общении, участии, принадлежности, поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности и психологической совместимости индивидов. К числу наиболее универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Феномен групповой динамики определяется исследователями по-разному. М.-А. Робер и Ф . Тельман определяют групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними, приводит к взаимному удовлетворению.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левином и определялся им как дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, действующие в группе. При описании принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию отношений в группе, изменениям, которые наступают в результате действующих в группе сил.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов: цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.

В концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующихся качественными различиями таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрогрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы происходит в континууме, «высшую точку» которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью, а «низшую точку» этого развития представляет только что сформированная группа-конгломерат.

В процессе развития группы автор выделяет ключевые точки (стадии):

  • номинальная группа, характеризующаяся внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач;
  • группа — ассоциация, характеризующаяся начальной межличностной интеграцией ее членов;
  • uруппа — кооперация, в которой происходит взаимная интеграция в межличностных и деловых отношениях;
  • группа — автономия, обладающая высоким внутренним единством по всем параметрам внутригрупповой активности.

Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие, социально значимые цели.

В психологической теории коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским, развитие группы характеризуется двумя основными критериями: степенью опосредствованности межличностных отношений, содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности. По второму критерию выделяют группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений и позволяет четко типологизировать группы по этим параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них хараrтерно выделение трех основных этапов: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Групповую сплоченность выделяют как один из основных парfметров развития малой группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких свойств малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, теснота и ус­тойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы.

Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л. Фестингер определял групповую сплоченность как
результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве таких сил рассматрива­лись: эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида, удовлетворенность индивидов своим членством в группе. Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)