Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция

Одной из основных проблем отраслевой организации рынков является трудность определения различий между товарами одного и того же отраслевого рынка, т.е. установление степени дифференциации продукта.

Теорема об избыточной мощности при монополистической конкуренции.

Таким образом, дифференциация продукта предполагает разработку ряда существенных свойств продукта для создания отличий от товаров-конкурентов.

Интересно
Чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.

Дифференциация продукта, с одной стороны, вызывает расширение разнообразия продуктового предложения, что позволяет более детально учесть запросы покупателей.

С другой стороны, наличие чрезмерного выбора товаров одной группы заставляет покупателя либо менее тщательно подходить к процедуре выбора товара, либо вынуждает его производить затраты на консультирование по поводу свойств данного продукта у специалистов.

Даже незначительная степень дифференциации продукта может подрывать ценовую дисциплину в отрасли и позволяет производителям устанавливать контроль над ценами.

Необходимым условием повышения цены без изменения объема производства и получения экономической прибыли является признание потребителями наличия у товара отличительных особенностей, за которые он готов заплатить дополнительную цену.

Опираясь на исследования Шерера и Росса, можно дать следующее определение дифференцированных продуктов: это продукты, которые, различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому расположению, наличию информации и субъективному восприятию, явно предпочитаются рядом потребителей среди конкурирующих продуктов.

Выделяют следующие виды дифференциации продукции:

  1. продуктовую дифференциацию;
  2. сервисную дифференциацию;
  3. дифференциацию персонала;
  4. дифференциацию имиджа.

Продуктовая дифференциация продукции – предложение продуктов с характеристиками или дизайном, лучшими, чем у конкурентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)