Дидактические принципы К. Д. Ушинского
Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе.
В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах.
Такими принципами К. Д. Ушинский считает:
- своевременность;
- постепенность;
- ограниченность;
- постоянство;
- твердость усвоения;
- ясность;
- самодеятельность учащегося;
- отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости;
- нравственность;
- полезность.
Анализ содержания каждого их них ясно показывает, что под «нравственностью» К. Д. Ушинский понимал воспитывающий характер обучения, под «полезностью» – связь обучения с жизнью, под «своевременностью» и «ограниченностью» – природосообразность в обучении, а под остальными «условиями» – то, что мы называем дидактическими принципами обучения.
Основными дидактическими принципами К. Д. Ушинский считал:
- Сознательность и активность учащихся в процессе обучения («ясность», «самодеятельность учащегося») – К. Д. Ушинский понимал, что психологическое содержание принципа сознательности делает процесс обучения активным, т. е. обеспечивает активность каждого учащегося во всем процессе обучения; поэтому и сознательность, и активность не отделимы друг от друга: активность – это форма, в которой осуществляется сознательное обучение учащегося.
Если обучение не сопровождает понимание, осознанность всего содержания обучения, весь процесс представляет собой лишь механическую зубрежку, муштру, и обучение делается пассивным.
- Наглядность в обучении – для К. Д. Ушинского наглядность является не каким-то «высшим» или «универсальным» принципом обучения, способным заменить даже учителя, как на это часто указывали представители так называемого «свободного воспитания», а одним из таких условий обучения, которое при руководстве учителя, наряду с другими условиями, обеспечивает получение учащимися твердых, полноценных знаний.
- Последовательность («постепенность», «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости») – главной задачей этого принципа для Ушинского является построение всего процесса обучения на той основе, чтобы оно постепенно, в определенной последовательности вырабатывало у учащихся единую систему знаний и навыков.
- Прочность знаний и навыков («твердость усвоения») – большое значение для закрепления знаний и навыков имеют специальные упражнения.
Так, правильно использованный принцип наглядности в то же время является носителем и принципа сознательности и активности учащихся, и прочности усвоения знаний и т. д., и, наоборот, всякая сознательность в процессе обучения неминуемо приводит к активности учащихся, к прочным знаниям и т. д.
Однако каждый принцип имеет свои особенности и свои закономерности, без учета которых правильно построить обучение невозможно.
- Самостоятельная работа учащихся, ее виды
- Основные технические средства обучения
- Система средств обучения в учебном процессе
- Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- Использование программированного обучения в школе
- Принципы конструирования процесса обучения
- Интенсификация процесса обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу