Чувственное и рациональное познание

Посредством ощущений и восприятия, осуществляемых с помощью органов чувствительности, человек воспринимает объективную действительность на уровне явлений и не может познать скрытые свойства объектов, вскрыть общие, закономерные связи и отношения между ними. На уровне чувственного познания невозможно определить сущность вещей, их внутреннее строение. Мы воспринимаем белый цвет предмета как некоторое присущее ему целостное свойство, в то время как по своему внутреннему строению белый цвет представляет смесь различных цветов. Человек не может воспринимать и такие свойства вещей, которые выходят за пределы модальности того или иного вида чувственного отражения. Например, слуховое восприятие ограничено диапазоном 16— 20 ООО герц. Стимуляция за пределами этих частот слуховых ощущений не вызывает. Ограниченными являются и возможности других рецепторов как органов, воспринимающих раздражения. Мы не можем зрительно воспринимать элементарные частицы. Недоступны для непосредственного отражения многие явления, происходящие во Вселенной, многие процессы в мозге человека и другие сложные явления природного и социального мира.

Преодолеть границы непосредственного чувственного познания человеку позволил переход к мышлению. Мышление представляет собой более высокий и качественно новый уровень познания —
рационального (лат. rationalis — разумный). С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения единичных предметов или явлений действительности к ее опосредствованному отражению. В качестве средств используются знаки, и прежде всего речь. Слово стало инструментом абстрагирования от случайных, конкретных, ситуативных свойств объектов и перехода от единичного к общему. Это сделало возможным выделение таких свойств, которые определяют сущность предмета: его внутреннее содержание, самое главное в нем, а также находимое и в других предметах, сходных с ним по выделенному существенному признаку. Слово, таким образом, стало средством обобщенного отражения основных свойств объектов.

Мы можем жить в многоэтажном каменном доме городского типа, или в деревянном маленьком домике, или в богатом коттедже, можем работать в учреждении. В каждом из этих случаев мы будем воспринимать дом как единичный, конкретный объект — большой или маленький, высокий или низкий, старый или новый, красивый или не очень. Но мы никогда не сможем на уровне чувственного познания воспринять дом «вообще». В реальной действительности такого дома не существует. Он зафиксирован только в нашем мышлении как результат отвлечения, абстрагирования от всех конкретных признаков всех единичных домов — размера, формы, цвета, материала и т.д. — и обобщения их по существенному признаку и принадлежности к родовому понятию — строению, предназначенному для жилья или размещения различных учреждений и предприятий. Слово «дом» становится именем, знаком, указывающим на выделенный существенный признак, средством образования понятия «дом». Результаты такого отражения фиксируются, закрепляются в памяти субъекта, используются при общении с другими людьми.

Овладевая понятиями, человек овладевает знаниями о том или ином предмете или явлении, выделяет в нем наиболее характерные черты, важные свойства и закономерности. Понятия являются основным средством и основной формой существования мышления. Мышление — это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

Знания и прошлый опыт человека взаимодействуют с чувственным познанием и памятью человека и преобразуют их. Л .С. Выготский называл этот процесс интеллектуализацией восприятия и памяти. Восприятие приобретает свойства осмысленности и категориальное. Память становится словесно-логической.

Мышление тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит между собой практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта. Практическая деятельность выступает как критерий адекватности сделанных обобщений, критерий истинности познания действительности. Посредством мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его. Мышление зародилось в трудовой деятельности человека как один из ее компонентов, связанный с преодолением преград на
пути достижения целей, с поиском путей их достижения. Позже мышление выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. Оно играет важную роль в жизни, обучении и труде каждого человека, в становлении его как личности, влияет на развитие общества в целом.

Мышление является объектом изучения многих наук, анализирующих его в различных аспектах и с разных точек зрения. Философия изучает мышление в его отношениях к бытию. В том, что первично — бытие или мышление, состоит основной вопрос философии, ответ на который определяет материалистический или идеалистический взгляд на мир. Материализм считает первичным материю, природу, бытие, а сознание и мышление рассматривает как свойство материи. В противоположность материализму идеализм принимает за исходное дух, идею, сознание, мышление. Противостояние этих взглядов существовало в истории философии всегда и сохраняется до настоящего времени.

Логика как философская дисциплина изучает правила и формы мышления в его движении к истинному знанию. Наряду с основной формой мышления — понятием — логика рассматривает более сложные формы — суждение и умозаключение. Суждение отражает связи между понятиями, умозаключение характеризуется выводом на основе формальных правил заключения или следствия из нескольких суждений. Правила формальной логики сформировались в процессе исторического развития общества людей как субъектов трудовой деятельности, фиксируя реальные свойства вещей в их отношениях и выступая как условие адекватного познания мира. Познание мира человеком не всегда может отразить все многообразие свойств, присущих объекту, все явные и скрытые противоречия действительности в строгом соответствии с правилами формальной логики. Диалектические противоречия вещей и мыслей в процессе развития познания изучает диалектическая  логика, которая исследует все предметы и явления, в том числе и их идеальные образы, в их взаимозависимости, развитии и истории.

Физиология высшей нервной деятельности изучает мышление как естественный процесс, как функцию мозга — сложной аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. В коре
образуются временные связи не только на основе непосредственного воздействия объектов, но и на основе слов (второй сигнальной системы).

Функционируя как естественный процесс, мышление в то же время не существует вне общества, вне языка, накопленных человечеством знаний. Человек становится субъектом мыслительной деятельности, только овладев языком, понятиями, логикой как продуктами общественно-исторической практики. Мышление человека имеет наряду с естественной и общественную природу и в этом аспекте изучается социологией мышления. Ее предметом является историческое развитие познания в зависимости от социальной структуры различных обществ.

В кибернетике мышление рассматривается как информационный процесс, реализуемый современными техническими устройствами и моделированием логических операций.

Психология изучает мышление как реальную психическую деятельность конкретного субъекта, исследует, как возникает и развивается мышление, какова его структура, как оно взаимодействует с
различными видами деятельности, с другими сторонами сознания и качествами личности, к каким результатам приводит. Раскрывая природу мышления, А.Н. Леонтьев подчеркивал его принципиальное сходство по строению с практической деятельностью. Оно всегда отвечает тем или иным мотивам, осуществляется с помощью действий и операций. Мотивы мышления часто совпадают с мотивами деятельности, в которую мышление включено. Но существуют и мотивы собственно мыслительной деятельности — познавательные, желание узнать что-то еще неизвестное. Мыслительные действия, в отличие от внешних практических, имеют свою специфику. Они являются внутренними, сокращенными, автоматизированными и в значительной части неосознаваемыми субъектом.

Мышление играет важную роль в развитии, обучении и труде человека, в становлении его как личности. Во многие виды профессиональной деятельности оно включено в качестве основного содержательного компонента. В полной степени это относится и к педагогической деятельности. Профессионализм учителя определяется не только количеством полученных в процессе обучения
знаний и сформированных педагогических умений, но и способностями применить данные знания для анализа педагогических ситуаций и нахождения оптимальных способов действий. Не менее важной является задача развития мышления учащихся в течение всех лет обучения. Современная школа, традиционно уделявшая больше внимания организации процессов усвоения знаний, в содружестве с психологической службой в системе образования активно ищет новые пути внедрения методов, развивающих мышление в процессе обучения. Научной основой для решения таких задач служат общепсихологические знания о природе, механизмах и путях развития мышления человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)