Человек в огне во время Гражданской войны

“Читаю о людях, и они чудятся мне шагающими головой в об­лаках среди пожарищ. Побеждают и гибнут. Вот мчатся в тачан­ках, оглашая степь свистом вольницы. Вот босые шагают по снеж­ным равнинам. Бредят в сыпном тифу на сквозняках вокзалов с выбитыми окнами. Конной лавой мчатся в кровавый бой, – свер­кают шашки, летят головы. Переходят по горло ледяную воду за­ливов. Все это история. А где эти люди?”

Алексей Толстой.

В одном из писем Колесниковой Фадеев писал:

“Война – боль­шая и суровая воспитательница. К этому времени мы уже испыта­ли много тяжелого, видели трупы замученных карателями кресть­ян, потеряли в боях многих людей, которых успели полюбить… Знали о чудовищных зверствах в контрразведках белых”.

Но потом он пишет, что “кое-кого из бывших товарищей мы теперь, не дрог­нув, расстреляли бы, если бы он попал к нам в руки, иных мы пре­зирали, об иных сожалели, что дороги наши пошли Врозь”.

Война – это страшное бедствие для народа, еще страшнее, если идет война внутри одного народа, между братьями, между бывши­ми школьными товарищами, оказавшимися в различных полити­ческих лагерях, и теперь они должны убивать друг друга, защищая то, что им кажется правдой, идеей…

Человек в таких событиях – и песчинка, и личность. Литерату­ра, являющаяся зеркалом событий, пыталась наиболее глубоко проникнуть в те события, понять тех людей, их душевные состоя­ния. Человек не схема, и в революции – в грандиозном социаль­ном переустройстве общества, в период катаклизма, несущего ра­дость освобождения одним и лишения другим, – его моральные ка­чества, их изменения – то, что должно интересовать писателя. За­дача сложна, и решаются подобные вопросы писателями по-разно­му.

Многие писатели обращались к теме “человека в огне граждан­ской войны”, они показывали как общую массу, так и отдельную личность. Рассматривались взгляды уже сформировавшейся лично­сти, но большей частью формирование взглядов и их изменение.

Интересен для нас взгляд на войну, которую показывает в своих рассказах И. Бабель. Понять позицию И. Бабеля можно, обратив­шись к тем жизненным обстоятельствам, которые формировали его жизненный опыт. “А я ведь как вырос: в условиях тончайшей ку­льтуры, у француза-учителя так научился французскому языку, что еще в отрочестве знал превосходно классическую французскую литературу. Дед мой – раввин-расстрига, умнейший, честнейший человек, атеист серьезный и глубокий. Кой-что он и нам передал, внучатам”, – рассказывал Бабель Фурманову.

Интересно
Такая среда, воспи­тание в надклассовых, гуманистических традициях оказали суще­ственное воздействие на будущего писателя. “Смутными поэтиче­скими мозгами я переваривал борьбу классов”, – говорил о себе рассказчик, кандидат прав Петербургского университета К. Лютов (рассказ “Смерть Долгушева”); кстати, Бабель был командирован в газету “Красный кавалерист” с документом на имя К. Лютова; это не может не говорить о близости позиций автора и рассказчика: че­ловека чуждого и непонятного своим именем не наделяют. Его на­зывают “слюнтяем”, но К. Лютов и не спорит, что он “слюнтяй”: он рассказывает о том, как не смог выполнить просьбу Долгуше­ва – застрелить его, тяжело раненного; как шел в атаку на белопляков и не мог заставить себя выстрелить в противника. Человек страдает, так как не может переступить себя, свои принципы, то,

Что заложено с детства. Обыкновенный человек, понимающий необ­ходимость революции, хочет, чтобы революция “не стреляла”.

“Ре­волюция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди… Кто же скажет Гедали, где революция, и где контрреволюция?”

– говорит Гедали; в его словах взгляд на события простого обывателя…

Для полного раскрытия темы “Человек в огне Гражданской вой­ны” надо рассмотреть одну из крупнейших работ Булгакова – ро­ман “Белая гвардия”. В романе описаны события 1918-1919 го­дов, они оказали глубочайшее влияние на мировоззрение автора и во многом изменили его взгляд на пережитое. Как и Бабель в рас­сказе “Смерть Долгушева”, так и Булгаков близок по убеждениям к своим героям – семье Турбиных и их друзьям, и в особенности к доктору Алексею Турбину.

Позднее Булгаков определял свою пози­цию в романе “Белая гвардия” как стремление “стать бесстрастно над красными и белыми”, главная тема романа – тема столкнове­ния личного существования с “исторической судьбой”. М. Булга­ков в своем творчестве всегда исходил из гуманистического пони­мания главенствующей роли человеческой личности над всеми об­щественными изменениями.

“Мы должны оценить человека во всей совокупности его суще­ства, человека как человека, даже если он грешен, не симпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в человеке”. С этой позиции Булгаков рисует белое движение на Украине, изображая судьбу семьи Турби­ных на фоне морального падения и разложения контрреволюции.

Мы видим, как, прибегая к помощи немцев, сбегает из города вы­сшее начальство (гетман и приближенные), как уезжают офицеры, оставив на рубеже зимой плохо одетых солдат. Булгаков показыва­ет братьев Турбиных – интеллигентов, которые связаны со старым миром; но встают они на защиту Родины и защищают вовсе не “бе­лую идею”; они давали присягу и теперь верны ей, верны своей че­сти. “Это слово проходит в романе как лейтмотив. “О, чертова кук­ла, лишенная малейшего понятия о чести!” – негодует на Тальберга, сбежавшего с немецким поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на язвящей во­ображение странице: “Русскому человеку честь – одно только лишнее бремя”.

Неужели создатель “Бесов” прав? Но тогда героям Булгакова лучше не жить на земле, ведь для них честь – род ве­ры, стержень личного поведения”.

Честь для Турбина не только верность Отечеству, царю (хотя и это тоже), но и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Гражданская война сотрясает дом: Василиса, сосед Турбиных, – воплощение трусости, жадности и приспо­собленчества. Турбины не предают своих убеждений под сильными ударами судьбы.

Они понимают, что “все мы в крови повинны” и что надо “устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь”, а не воевать, заливая все новой кровью родную землю.

Главные герои романа верят в Россию и, главное, мечтают о мирной жизни. Кончается роман очень символично. Писатель гово­рит, что каждый человек знает “страдания, муки, кровь, голод и мор”. Все пройдет. Взрывается Марс – планета войны, но заиграла “Венера, красноватая, а от голубой луны фонаря временами побле­скивала на груди человека ответная звезда.

Она была маленькая и тоже Пятиконечная”. Восходит Венера – планета любви, все люди забыли болезни и страдания, “мир становится в душе”.

С другой стороны раскрыта тема “Человека в огне Гражданской Войны 9 в произведениях Фадеева, Фурманова, Серафимовича, Ост­ровского.

Рассмотреть отношение писателей, стоящих на позициях боль­шевизма, к этой теме можно, обратившись к повести Фадеева “Раз­гром”.

Человеческие качества того, кто попадает в экстремальные си­туации, проявляются в чистом Виде, Без повседневной шелухи; ло­маются жизни, судьбы, характеры и взгляды. Наиболее ярко изме­нение личности, воспитанной коллективом, формирование дисцип­лины, необходимой в военное время любому войску, прослеживает­ся в романе “Разгром”.

Сам автор еще в 1932 году говорил так: “В Гражданской Войне Происходит отбор человеческого материала, все враждебное смета­ется революцией, все неспособное к настоящей революционной бо­рьбе, Случайно Попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Проис­ходит огромнейшая переделка Людей”. С этих позиций и оценива­ются герои…

Интересно
В книге отражены основные типы человеческой Нравственности В переломную эпоху: мораль Левинсона, Мечика И Морозки – центральных персонажей произведения. Все эти персо­нажи индивидуальны и в то же время представляют собой средото­чие определенных качеств. Образ Левинсона в “Разгроме” – это тоже образ интеллигента, но совершенно отличного от Турбина и Лютова. Он силен, и силен, прежде всего, своей идеей, которая ве­дет его на все.

Фадеев показывает обычного человека со слабостя­ми, болезнями, вся его внешность говорит о том, что это не супер­герой, а простой человек, но “он беспощадно задавит в себе бездей­ственную, сладкую тоску”. “Видишь все так, как оно есть, для то­го, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть” – вот к какой – самой простой и самой нелегкой – мудрости пришел Левинсон”.

В “Разгроме” показан и другой чело­веческий тип – Мечик. В нем виден человек, не способный к вой­не, но В То же время он пытается понять своих товарищей по отря­ду, научиться чему-то.

Он замкнут на себе, ему кажется, что все специально хотят обидеть его, что партизаны злы и бессмысленно жестоки, что мир мрачен и отвратителен. После беседы с Мечиком: “Нет, все-таки я был крепкий парень, я был много крепче его, – думал он теперь с необъяснимым, радостным торжеством… – я не только многого хотел, но и многое мог – в этом все дело…”

В “Разгроме” Фадеев показывает “Левинсона как человека, всегда идущего во главе”, Мечика, который в результате своих ме­таний оказывается предателем, И В процессе эволюции, духовного роста рассмотрен Морозка. Это еще один человек, в жизни которого война сыграла важнейшую роль.

В образе Морозки Фадеев наиболее полно раскрывает “револю­ционные перемены в сознании рядового пролетария*. Автор утвер­ждал, что Морозка “по замыслу и объективному ходу произведе­ния – главная фигура романа*.

В первых главах это бесшабашный, недисциплинированный, не­сдержанный боец. Он груб, дерзок, способен на воровство. Но с дру­гой стороны, в нем сильно чувство коллектива, классовый ин­стинкт, Фадеев показывает, как постепенно старые тропы зараста­ют, приходится самому выбирать дорогу.

Важнейшим моментом в изменении жизни Морозки был общественный суд. Последствия су­да сказались в эпизоде на пароме, когда герой впервые поборол чувства, которые обычно руководили им. Эта победа над собой при­несла удовлетворение, радость. Дальнейшее перерождение происхо­дит в переосмыслении прежней жизни.

Стремится попасть на “пря­мую, ясную и правильную дорогу, по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов”.

Перерождение коснулось и личных отношений.

В конце романа Морозкин подвиг – закономерный поступок, иначе он уже не мог поступить. Он ни на миг не потерял самообла­дания.

В Морозке Фадеев показал обобщенный образ человека из наро­да. Процесс перевоспитания людей в огне революции и Гражданской войны дал историческую выработку нового, социалистического характера, пережитую многими в первые годы Советской власти.

Итак, мы видим, что к теме “человека в огне Гражданской вой­ны” обращались многие писатели, они по-разному отражали ее в своих произведениях, которые составили удивительную картину того ужасного, страшного времени.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)