Человек на войне в произведениях русской литературы XX века

Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Поле­вой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.

Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столько саму войну, сколько анализировали поведение человека на ней, глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять, почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия, может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало по­ступками таких людей?

Об этом я хочу поразмышлять, анализируя рассказ Федора Тендрякова “День, вытеснивший Жизнь…”. Он по­нравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво.

“День, вытеснивший жизнь…” – первый день вчерашнего шко­льника на войне.

Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю преж­нюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и много счастливых дней. Поэтому рассказ так  называется.

Впереди – неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков ви­дел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем, что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов, земля, изуродованная гусеницами танков и убитые немецкие сол­даты.

Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только “сму­щающую жалость”; “Я стоял над врагом И Испытывал только брез­гливость… Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро, а в душу просачивается незваная смущающая Жалость”.

Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и после этого ненависть не закипает в нем. Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотя война изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характе­ры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремаль­ной ситуации.

Это хорошо видно на примере образов Сашки Глуха­рева и Нинкина.

Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался тру­сом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, испол­нил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня не­мцев, а всего лишь штыковая лопата.

Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою рассказа. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы видел немало смертей, даже более героических, чем эта.

Подвиг – это самопожертвование. Но человек не всегда осозна­ет, что совершает великое дело – просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно вер­ным.

Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе си­лы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяет психику и моральные принципы людей. В какой-то момент боя прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все – Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее – судьба остальных.

Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Ни-нкиным.

Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людей война, именно это – главный пафос его рассказа. Она воздействует на отношение человека к жизни, потому что является для него про­тивоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее.

“Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”. Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Тол­стому. Написаны о другой войне – 1812 года. И хотя она была то­же освободительной и справедливой для русского народа, оружие в ней было менее страшное.

Но она такая же бесчеловечная и жесто­кая.

Подвиг человека – в центре внимания и другого писателя, про­шедшего фронтовыми дорогами, – Константина Воробьева.

Основная идея его повести “Убиты под Москвой” – прозрение от духовной слепоты, преодоление страха смерти.

Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два ве­селых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский го­лос. И тотчас сама рота – отвлеченная армейская единица – ста­новится для нас живым организмом, полноправным и полнокров­ным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается на главном действующем лице – Алексее Ястребове, несущем в себе “какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупко­му утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту”.

Интересно
Это переполняющее героев чувство радости все больше усилива­ет открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обо­значает два полюса – бьющей через край жизни и неизбежной – всего через несколько дней – смерти. Ведь мы-то знаем о том, что ждет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сра­зу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей не­избежности определенности слова – “убиты”.

Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязае­мой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наив­ностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым за­коном военного времени…

Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотя ничего не могла сделать против них со своими бутылками и самоза­рядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшной ценой.

Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа под крики “Ура!”, протекает совсем иначе. Взвод не кричит “Ура!”, а “орет” “бессловесно и жутко”, и крик этот потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, и хочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя ча­стью всех.

Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной. Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, что­бы набрести на рассеявшихся в окружении своих.

“Он почти физически ощутил, – пишет К. Воробьев об Алексее Ястребове, – как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его дет­ство…”

После того, что он пережил в ночном бою, после смерти ка­питана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, что произошло с его ротой, ему почти все равно – и он поднимается навстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с раз­рывающей душу ясностью и напряжением.

Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдава­лись. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это дейст­вие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь.

Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом. Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его про­изведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Во­робьев знал: если уж писать, то только правду.

Неправда переходит в ложь, в надругательство над памятью погибших…

Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 мая возложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солда­там в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, что мир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвиге останется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отда­вали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманием читаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова “Материнское поле”:

“Мы не выпросили себе войну, и не мы ее за­теяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке”.

Произведения о войне открывают нам не только ее жестокую беспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженности

Наших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они за­щищали Родину! А это и есть подвиг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)