Человек и природа в произведениях русской литературы

Тему человека и природы рассматривали многие писатели, и среди них мне хотелось бы назвать Валентина Распутина и его ро­ман “Прощание с Матерой”.

Природа в этом произведении предста­ет перед читателем в разных Значениях. Это и пейзаж, и художест­венный символ гибели, смерти, и выявление сущности человека, человеческой природы; природа как хозяин жизнеустройства, ми­роустройства.

Эти аспекты понимания природы я и попытаюсь рас­крыть.

Пейзаж в повести выявляет настроение каждого и всех героев. Когда слухи о переселении жителей были еще неясными, неточны­ми, то природа предстает перед нами успокаивающая, нежная, до­брая:

“Жары на острове, посреди воды, не бывает; по вечерам, ког­да затихал ветерок и от нагретой земли исходило теплое испарение, такая наступала кругом благодать, такой покой и мир, так все ка­залось прочным, вечным, что ни во что не верилось – ни в пере­езд, ни в затопление, ни в расставание…”

В конце романа природа показывается тревожной, затихает в ожидании чего-то плохого, сумрачного; такое же настроение было и у оставшихся жителей Матеры:

“Стояла глухая, сплошная тишь: не плескала вода, не до­носило привычного шума с переката на недалеком верхнем изломе Ангары, не булькала одиноким случайным чмоком со дна рыба, не возникало, не пробивалось нигде длинного и мерного, в другую по­ру доступного чуткому уху, поигрывающего посвиста течения, мол­чала земля – все кругом казалось заполнено мягкой, непроницае­мой плотью…”
В романе картины природы выступают в роли сим­волов, которые меняют свое значение в зависимости от развития сюжета и авторской идеи. К таким символам можно отнести образ Ангары. В начале романа – это “могучая сверкающая течь”, кото­рая катится “с чистым, веселым перезвоном”, в конце же Ангара вовсе исчезает, она “сгинула в кромешной тьме тумана”.

Эволюция этого символа неотделима от эволюции жителей Матеры: ведь и они живут как в тумане: Павел на катере не может найти свою род­ную деревню, старухи, жившие столько лет вместе, не узнают друг друга, лишь видно, как

“в тусклом размытом мерцании проносятся мимо, точно при сильном вышнем движении, большие и лохматые, похожие на тучи очертания…”

Затем очень символичен туман, опу­стившийся на Матеру. Такого густого тумана не было уже давно, и он как бы является символическим концом Матеры, последний раз оставляя ее в одиночестве с ее старейшими жителями. Вообще я хочу отметить, что природа, по Распутину, так или иначе изменя­ется в соответствии с изменениями в людской жизни, и можно сде­лать справедливый вывод, что природа и человек имеют в романе огромное влияние друг на друга и существуют нераздельно.

Теперь я перейду к изображению природы как образа Хозяина. Сначала он описывается как “маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек”, которого “никто ни­когда не видел”, но “он здесь знал всех и все, что происходило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окружен­ной и из воды поднявшейся земле”. Однако он не является бессло­весным существом: его мысли, его анализ происходящего сразу же выдают его предназначение.

Интересно
С одной стороны, это, безусловно, сам автор, который наблюдает за событиями как бы со стороны, загля­дывает вперед повествования (“Знал Хозяин, что Петруха скоро распорядится своей избой сам”) и выносит его на суд читателя че­рез призму собственного восприятия. А с другой стороны, этот об­раз настолько гармоничен, что невольно напрашивается его олицетворение с самой природой, и через него она выражает свое отно­шение ко всему происходящему. Особенно четко это видно в самом конце произведения, когда “…в раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина”; природа в образе Хозя­ина прощается с Матерой, которая была ей так дорога и близка.

Наконец, я подхожу к третьему, самому, на мой взгляд, слож­ному аспекту представления природы в изображении Валентина Распутина – природы, выявляющей природу человека. Эта тема является одной из основных во всех произведениях писателя.

В “Прощании с Матерой” он создал яркие, колоритные образы, пока­зав в них все стороны человеческого характера. Это и бесстыдство Петрухи, который, после того как поджег свою избу, говорил, как “в последний момент проснулся от дыма в легких и от жара в воло­сах – волоса аж потрескивали”; это и самобытность “чужака” Богодула, и духовная сила старухи Дарьи, которая сама прибирает свою избу, прощается с ней, со своей прошлой жизнью; она испол­няет извечный обряд:

“…Ее по-прежнему не оставляло светлое, и тайна берущееся настроение, когда чудилось, что кто-то за ней по­стоянно следит, кто-то ею руководит”;

это и недетская серьезность молчаливого Коли, еще совсем маленького мальчика, который, однако, уже успел узнать жизнь. Автор нередко “выворачивает” Сво­их героев наизнанку, показывая самые тайные уголки их души. И я думаю, что Валентина Распутина можно смело назвать знатоком природы человека и писателем драматического времени, совестью своего народа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)