Частный водный сервитут

Частный водный сервитут ( право ограниченного пользования водным объектом) устанавливается в пользу одного или нескольких заинтересованных лиц, не являющихся собственниками водного объекта.

Основанием установления частного водного сервитута может являться договор между собственником и заинтересованным лицом.

В отсутствие договоренности между ними сервитут может быть установлен по решению суда. Водное законодательство устанавливает единый для публичных и частных водных сервитутов исчерпывающий перечень видов права ограниченного пользования водным объектом.

Это забор воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопой и прогон скота; использование водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

Приведенные виды водопользования относятся  к общему водопользованию, поэтому для их осуществления ( для установления водных сервитутов) получение лицензии на водопользование не требуется.

Этим же объясняется и требование закона о том, что иные виды водных сервитутов могут устанавливаться только на основании федерального закона.

Приоритет в правовом регулировании водных сервитутов отдается водному законодательству. Гражданское законодательство для этих целей используется в части, не противоречащей водному.

Гражданское законодательство, в отличие от водного, предусматривает установление сервитута, как правило, в отношении недвижимого имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, хотя допускает обременение сервитутами имущества, которым лицо владеет на основании иных вещных прав.

Специфика водных сервитутов заключается в том, что они ограничивают права не собственника водного объекта, а лица, которому объект передан в краткосрочное или долгосрочное пользование (ст.43 Водного Кодекса РФ).

Такая позиция законодателя представляется не вполне обоснованной, поскольку не допускает возможности установления частного сервитута в отношении обособленных водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Кроме этого, приведенная норма находится в противоречии со ст.20 ВК РФ, устанавливающей, что обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику.

Следует согласиться с мнением И.А. Ромшина, что такое ограничение представляет собой не что иное, как публичный водный сервитут.

В соответствии со ст.ст.274-277 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд лиц, не являющихся собственником недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственника имущества, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)