Бердяев о русской культуре

Николай Бердяев (1874–1948) Русский философ. Считал, что культура порождает цивилизацию, но не сводится к ней. Вырастая из культуры, цивилизация уничтожает ее. Глубоко изучал специфику русской культуры.

В 1922 году был выслан из страны с запретом возвращения на Родину под угрозой расстрела. Жил в Германии, во Франции. Стал самым известным, если не единственным, русским философом, признанным на Западе. Творческое наследие Бердяева по тематике и жанровому характеру весьма разнообразно и до сих пор полностью не опубликовано. Хотя Бердяев и не писал работ, полностью посвященных общей теории культуры, культурологическое мышление буквально пропитывает все его сочинения.

Бердяев говорил о двух принципах развития культуры: консервативном и творческом. Консерватизм – это традиция. “ Без традиции, без преемственности культура невозможна”. Именно традиция есть то начало, которое “сохраняет качество любой культуры”. В чемже Бердяев видит эти качественные особенности культуры? Прежде всего в том, что в любой культуре существует некая шкала ценностей, образцов культуры, созданных определенным историческим опытом. Любая культура иерархична, есть “высокие” образцы, есть массовая культура. Единство всех сторон – это органичность, стиль культуры. Нарушение органического единства культуры есть разрушение ее стиля, или, что то же самое, кризис культуры.

Интересно
Значит кризис культуры – это деиерархизация, то есть нивелирование шкал культурных ценностей, различение на высокие и массовые образцы, ее усреднение. Это то, что несет с собой принцип демократизации, прямо перенесенный из сферы политики в сферу культуры. Кризис культуры проявляется как “острый конфликт” между “вершинами” культуры и ее “средним” уровнем. “От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и своей ценности”.

Структурная модель культуры переходного периода, описанная Бердяевым, удивительно точно воспроизводит сегодняшнюю социокультурную ситуацию, когда культ высоких образцов упраздняется, и соответственно упраздняется “классическая” модель культуры. Утверждается один критерий для всех образцов культуры – качество жизни, степень ее комфортности и технологического совершенства. Культ образцов новейших технологий есть в известной мере результат трансформации культурных ценностей в нашем обществе.

Одним из основных вопросов философии Бердяева стал вопрос о русской культуре. Он пытался понять, что такое русский народ в общем контексте европейских народов. Как же понимал Бердяев “русскую душу”? Прежде всего он связывал ее неповторимость с огромными российскими просторами, утверждая, что “пейзаж” русской души соответствует пейзажу русской земли с ее широтой, безграничностью и устремленностью в бесконечность. “В России, – говорил он, – духи природы еще не окончательно скованы цивилизацией, как это имеет место на Западе.

Западная душа гораздо более рационалистична, упорядочена, чем русская, в которой всегда остается иррациональный момент”. С ширью русской земли связывал Бердяев и такие национальные особенности русского народа, как склонность к бюрократизму, стихийность политической жизни, отсутствие индивидуализма. Он часто подчеркивал мысль о преобладании в русском народе коллективности в ущерб развитию индивидуального начала.

В религиозной сфере, во многом определившей жизнь России, это явление получило название соборности, то есть добровольного соединения
индивидов на основе любви к Богу и друг к другу Бердяев много писал о такой пагубной черте русского народа, как склонность к шараханью от одной крайности к другой, контрастность поведения. “Если нельзя быть святым и подняться до сверхчеловеческой высоты, то лучше уж оставаться в свинском состоянии”.

Для русского человека так характерно это качание между святостью и свинством! Было бы ошибочно считать, что Бердяев выискивал в русском народе лишь отрицательные качества. Будучи истинно русским человеком и любя Россию, он делал акцент на национальных недостатках с целью их преодоления. Он высоко ценил душевность, сердечность, непосредственность, а также воспитанные религией такие качества, как склонность к покаянию, поиск смысла жизни, нравственное беспокойство, материальная неприхотливость, доходящая до аскетизма, способность нести страдания и жертвы во имя веры, устремленность к некоему идеалу.

Вопреки распространенному мнению о том, что Великий Октябрь и большевизм стали исторической случайностью, зигзагом русской судьбы, Бердяев показал, что они явились неизбежным следствием самого характера народа, всей его противоречивой истории. Естественно, Бердяев не одобрял “великих потрясений”, связанных с разрушением национальных ценностей.

Но он отрицательно относился и к свержению большевиков путем интервенции. Он не верил в белое движение и не симпатизировал ему. Выступал за скорейшее признание Советской России западными государствами. Зная духовную силу своего народа, пророчески предсказывал “внутреннее преодоление” большевизма, что, как известно, и произошло, хотя с большим опозданием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)