Аудиторская проверка декларации по налогу на прибыль
Со вступлением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 НК в исчислении прибыли для целей налогообложения произошли существенные изменения.
Механизм исчисления и уплаты платежей налога на прибыль выглядит примерно следующим образом.
Согласно ст. 55 НК налоговая база и сумма налога на прибыль, подлежащая уплате, определяются по окончании налогового периода, состоящего из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются налоговые платежи.
В соответствии с данной нормой в гл. 25 предусмотрено, что все платежи по налогу на прибыль, исчисляемые и уплачиваемые налогоплательщиками в течение налогового периода, являются авансовыми платежами налога на прибыль, а не суммами налога на прибыль.
Сумма налога на прибыль определяется налогоплательщиком уже по итогам налогового периода (по итогам календарного года). Согласно ст. 285 налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы декларации по налогу на прибыль по истечении каждого отчетного и налогового периода независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей.
При проверке декларации аудитор руководствуется Методическими рекомендациями по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином России 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 22.04.2004 № 25), приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н
«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения» и статьями гл. 25 НК, которыми определены особенности исчисления доходов и расходов организации и определения налоговой базы, и другими нормативными актами.
Налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами, и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.
Основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:
- правильности формирования налоговой базы, отсутствия неправомерно исключенных статей;
- отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
- классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;
- полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.
В состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций обязательно включаются: титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 раздела 1, лист 02, приложения № 1 и № 2 к листу 02.
Подразделы 1.2 и 1.3 раздела 1, приложения № 3, № 4 и № 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07 включаются в состав Декларации и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения.
Подраздел 1.2 раздела 1 не включается в состав декларации за налоговый период.
Приложение № 4 к листу 02 включается в состав декларации только за I квартал и налоговый период.
Лист 06 заполняется только негосударственными пенсионными фондами.
Лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. 1 и 2 ст. 251 НК, при составлении декларации только за налоговый период.
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций, представляют декларацию по истечении налогового периода по форме в составе титульного листа (листа 01), листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. 1 и 2 ст. 251 НК, листа 07.
Организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, представляют декларации в объеме за отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев) и налоговый период (год).
По итогам других отчетных периодов (за январь, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11 месяцев) такие организации представляют декларацию в объеме титульного листа (листа 01), подраздела 1.1 раздела 1 и листа 02.
При осуществлении соответствующих операций и (или) наличии обособленных подразделений в состав деклараций включаются также подраздел 1.3 раздела 1, приложения № 5 к листу 02 и листы 03, 04.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения Декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст. 289 НК) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта РФ, при уплате налога на прибыль в соответствии со абз. 2 п. 2 ст. 288 НК.
В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 раздела 1 и подраздел 1.2 раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (приложение № 5 к листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения.
Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК отнесенные к категории крупнейших, Декларацию, составленную в целом по организации, а также декларации по каждому обособленному подразделению (группе обособленных подразделений) представляют в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
В титульных листах деклараций по обособленным подразделениям крупнейшего налогоплательщика, представляемых им в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, указываются коды причины постановки на учет, присвоенные организации налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений, и коды этих налоговых органов. По реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «220».
В ходе проведения аудиторской проверки аудитор проверяет все показатели и приложения налоговой декларации по налогу на прибыль и выявляет все имеющиеся неточности.
- Основные ошибки и нарушения в области налогообложения
- Аудиторские процедуры и методы, применяемые в ходе проверки
- Методика проверки основных элементов налогообложения
- Источники информации для аудиторской проверки
- Основные законодательные документы, регулирующие проверку аудируемого субъекта
- Правовое регулирование налогообложения в РФ
- Особенности проверки отчетности субъектов малого предпринимательства
- Проверка отчетности при реорганизации и ликвидации экономических субъектов
- Проверка налоговой отчетности на соответствие НК
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу