Архитектура арабского востока

Арабская архитектура создала несколько типов зданий: мечеть (место поклонения), минарет (башня для пятикратного созыва на молитву), мавзолей, дворец.

Новая религия нуждалась в новых святилищах. Эту функцию выполняла мечеть, которая значительно отличалась от языческого храма или христианской церкви. У мусульман нет священников (только учителя), нет религиозных процессий, нет алтарей, сама конструкция мечети отражает простоту религии.

В мечети много свободного пространства. В одной из стен есть ниша, которая указывает, в какой стороне располагается Мекка. В ту сторону и обращены коленопреклонные верующие во время молитвы. Мощь ислама воплощается в размерах мечети и богатом убранстве, в котором отсутствует изображение человека.Требования ислама определили характер и планировку арабских мечетей, в основе которых – кубическая композиция. Отсутствие ритуальных шествий и непременное омовение перед молитвой обусловили простую форму дворовой мечети с галереей вокруг двора и бассейном в центре.

Интересно
Рядом помещался минарет, с которого муэдзин призывал верующих к молитве. Арабские дворцы, как и мечети, имели внутренний двор с бассейном. Завершает традицию архитектуры мавзолей Тадж-Махал, построенный в Индии шахом Джеханом для своей любимой жены Мумтаз.

Литература. КнигаиграланаВостоке особуюроль и пользовалась исключительной любовью, даже искусство письма признавалось священным. Но стоили книги дорого и были доступны только узкому кругу богатых людей. Поля страницзолотились, сияние красок миниатюр соперничало с золотым тиснением сафьяновых переплетов, украшенных самоцветами.

Арабская средневековая авторская проза не признавала права на вымысел. Но необузданная фантазия царила в так называемой народной литературе, памятником которой остается “Тысяча и одна ночь”, тексты которой создавались веками (вплоть до XVII века) и вобрали в себя свод сказок и новелл многих народов.

Следует вспомнить, что народы Средней Азии и Ирана ко времени образования Халифата обладали богатой литературой, восходящей к традициям “Авесты” – священной книги древнеиранской религии (зороастризм). Завоеватели, насаждая ислам и арабский язык, прервали ее развитие. Два “века молчания” сменились новым взлетом поэзии. Творчество Рудаки (860–941), Хайяма (1048–1122), Низами (1141–1209) и других поэтов отличают отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие и глубокий гуманизм.

Исключительной высоты в странах Среднего Востока достигло искусство оформления книги – виртуозное мастерство каллиграфа, тончайшая орнаментальность заставок, великолепные миниатюры. Это искусство помимо высоких декоративных качеств всем своим художественным строем рождает чувственное, радостное ощущение земного бытия. Догмы ислама лишь косвенно воздействовали на миниатюру, которая по своему существу оставалась чисто светским искусством.

Музыка. Арабская музыка, будучи одной из самых блестящих и оригинальных, опиралась на опыт ближневосточных культур. С Х века развивалась инструментальная музыка. Ведущим жанром была лирическая песня. Арабская музыка, наполненная мелизмами, созвучна книжным миниатюрам, орнаментам стен дворцов и мечетей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)