Анализ трактовок и определений public relations

В каждой книге, так или иначе затрагивающей сферу PR, вы найдете определение понятия. Одним определением авторы, как правило, не ограничиваются. Не будем отступать от правил и мы. И попробуем дать свой вариант ответа на почти что сакраментальный вопрос — что такое PR? PR — сравнительно новое социальное явление, вызывающее активную реакцию общественной и научной мысли по причине содержания в себе мощного потенциала, как созидательного, так и разрушительного.

PR глубоко проник во все сферы российского общества. О популярности данной области говорит не только обилие разнообразной литературы по тематике, но и формирование профессионального PR-сообщества, открытие специализированных кафедр более чем в 50 университетах Российской Федерации.

Пролистав подборку деловой прессы, можно обнаружить статьи под заголовками, схожими со следующим: «Хотя до сих пор не всем ясно, что такое PR, пиарщики идут нарасхват» (Ведомости. 2001. 28 февр.). Волна интереса к данному явлению сопровождается немалым количеством слухов и перекосов в понимании его сути. Чего стоят данные всероссийского опроса, проведенного ИЦ «РОМИР» в 2000 г.: 54,8% респондентов не знают, что такое PR (Пи-Ар), и лишь 12% опрошенных дали правильный ответ (расшифровку «связи с общественностью»).

Интересно
Остальные участники опроса выдвигали неожиданные версии. Так, 12,9% наших соотечественников убеждены, что «паблик рилейшнз» — это название иностранной фирмы, а 10,7% — что это синоним пропаганды. Частью компьютера посчитали PR 5% респондентов, а 2,3% не сомневаются, что речь идет о жаргоне преступного мира. 1,1% российских граждан считают, что PR — это то же, что и проституция. 1,7% респондентов имеют иные версии.

Данные подобных опросов в Москве — центре деловой жизни России — отличаются: «33,7% москвичей знают, что такое PR; честно заявили, что не знают — 39,9%». Мы, конечно же, предполагаем, что спустя 5 лет представление о PR изменилось, но, к сожалению, не располагаем данными опросов — как именно оно трансформировалось. В любом случае о «пиаре» пишут, о нем говорят, о нем ходят анекдоты.

А это, бесспорно, признак популярности как сферы деятельности, так и соответствующей профессии. Российский рынок PR, начавший оформляться в 90-х годах (когда был организованы первые PR-агентства), прошел в своем развитии значительный путь, но пока еще рано говорить о его зрелости, ему все еще присущи черты инфантилизма — «детские болезни», кризисы роста.

При этом PR как сегмент современного международного рынка — полноправное, конкурентоспособное направление бизнеса. Транснациональные агентства образуют монополии с представительствами в десятках стран, ежегодные обороты PR-рынка исчисляются десятками миллиардов долларов, профессия специалиста по коммуникациям весьма престижна.

И хотя PR является модной, но еще не хрестоматийной темой, даже в мировой практике пока нет сложившихся однозначных трактовок PR, четкого понимания его места в системе управления. Есть тенденции. Их можно уловить и оценить перспективы, что интересно как с научной, «инвайроментальной» точки зрения, так и с практической: как PR будет развиваться, насколько сегодняшняя его популярность оправдана, каково будущее профессии?

Исходная информация, несмотря на ее обилие, отличается слабой структурированностью. Следует отметить крайне малое число как количественных, так и качественных исследований по российскому рынку PR. Это объясняется этапом становления PR в России и определенной закрытостью рынка в целом. Попытки дать определение PR предпринимались не раз многими теоретиками и практиками.

Ставшее классическим исследование одного из американских фондов {Foundation for Public Relations Research and Education), проведенное в 1975 г., выявило более 500 определений PR. Участники исследования не ограничились простыми подсчетами, а тщательно проанализировали собранные материалы и вывели свое, синтезированное определение : «Паблик рилейшнз — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач.

Помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства — служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах, общение в качестве средств деятельности».

Достаточно ли этого определения для понимания сути PR? Разумеется, нет. Но вовсе не потому, что 65 ученых, привлеченных к участию в упомянутом исследовании, чего-то недопонимали. Просто «паблик рилейшнз» — это постоянно развивающаяся система, а разнообразие ее описаний свидетельствует лишь о возникновении и доминировании каких-либо тенденций в определенные периоды и у определенных групп исследователей и практиков.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)