Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж

На предприятии часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебанием объемов производства (колебания загрузки производственных мощностей) и реализации продукции.

Кроме того, наблюдается тенденция увеличения доли постоянных затрат в их общем объеме. Эти процессы существенно сказываются на колебании себестоимости изделий, а значит, и на прибыли.

Для руководителей, менеджеров главной факторной цепочкой, формирующей прибыль предприятия, является следующая:

Затраты -> объем производства -> прибыль.

Анализ зависимости «затраты-объем-прибыль» лежит в основе системы управленческого учета «директ-кост».

Основные цели анализа:

  • определение критического объема производства, выручка от которого покрывает совокупные затраты производства;
  • выбор реального объема производства, обеспечивающего реальную прибыль;
  • обоснование цены равновесия и допустимых пределов ее снижения;
  • определение эффекта, который может быть получен от экономии (снижения) затрат.

При помощи данного анализа можно просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяется один или несколько параметров производства (цены на материалы, затраты на рекламу).

Инструментом анализа являются графические и аналитические модели взаимосвязи показателей затрат, объема производства и выручки.

Поскольку модель – абстракция реальных условий, то определены основные допущения, ориентированные на стабильные условия деятельности предприятия (объем производства равен объему реализации, неизменные цены реализации, выручка пропорциональна объему производства, ассортимент продукции постоянный) и прямолинейный характер поведения затрат при изменении объема производства в области релевантности.

Сущность концепции безубыточности – определение производства такого количества продукции, после которого производство каждой дополнительной единицы продукции пойдет на формирование прибыли. Критическая точка – это точка, с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль.

Величина прибыли определяется разницей между выручкой от реализации продукции и суммарными затратами.

Менеджерам нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цен. Долгосрочный нижний предел показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт.

Краткосрочный нижний предел ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты, себестоимость в части только прямых (переменных) затрат (демпинговая политика).

Применять демпинговый подход к ценообразованию целесообразно в тех случаях, когда постоянные накладные расходы могут возмещаться и фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых изделий, а цены определяют на базе переменных затрат только для дополнительного количества изделий.

Таким образом, основными составляющими анализа безубыточности, на основе которого формируются управленческие решения, являются:

  • постоянные затраты (Зпост);
  • переменные затраты (Зпе );
  • цена единицы продукции (ц).

Эти три элемента связаны с объемом продаж, т. е. выручкой (В).

Практическое использование моделей безубыточности позволяет просматривать различные ситуации, связанные с изменением уровня основных элементов безубыточности. Менеджера прежде всего интересует, какой эффект может быть получен от экономии затрат, изменения цен.

Величина суммы покрытия (маржинального дохода) – важная информация для управления предприятием. Эта величина показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат и в прибыль предприятия.

«Директ-кост» как система управленческого учета основан на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Цена устанавливается на основе переменных затрат и включает себестоимость, скалькулированную по переменным затратам, и определенную долю прибыли. Постоянные затраты погашаются из маржинального дохода.

Зависимость цены, сформированной на основе переменных затрат следующая:

  • если рыночная цена будет ниже расчетной цены, то предприятие получит убытки;
  • если рыночная цена выше расчетной, то полученный результат покроет не только все переменные затраты, но и все постоянные расходы полностью или частично.

Учет результатов тесно связан с учетом затрат, так как без калькулирования себестоимости носителей затрат невозможно определить результаты, получаемые путем сравнения продажной цены изделия и его себестоимости.

Учет результатов по носителям затрат может быть основан либо на учете полной себестоимости, либо на учете переменных издержек.

В случае учета результатов за период на основе полных затрат общую выручку сопоставляют с величиной полных затрат и в итоге получают производственный результат (прибыль).

При системе «директ-кост» общую выручку сравнивают с величиной переменных затрат и определяют величину маржинального дохода за отчетный период. Из величины маржинального дохода вычитают сумму постоянных затрат, которая не распределяется по носителям затрат.

Операционная прибыль определяется калькуляцией с полным распределением затрат и по переменным издержкам будет одна и та же.

Расчет сумм покрытия (маржинального дохода) может быть одноступенчатым и многоступенчатым.

Одноступенчатый учет сумм покрытия основан на выделении единого неразделенного блока постоянных расходов, т. е. их перехода единой суммой из подсистемы учета по местам возникновения затрат в подсистему учета результатов за период.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)