Анализ процесса деятельности

Выше была представлена система структурных моментов деятельности. Какие же процессуальные образования имеются в деятельности? Речь идет о содержании процедуры человеческой деятельности, общем для всех ее видов и форм.

Вопрос о структуре процесса деятельности самым тесным образом связан с проблемой выделения ее «единиц». Как уже отмечалось, в отечественной психологии понятие «единица» применительно к анализу деятельности развивалось ее основоположниками.

Это понятие обсуждалось и в более поздних теоретических и методологических исследованиях. Однако на настоящий день проблему соотношения понятий «структура» и «единица» нельзя считать решенной. В психологической литературе отсутствует строгое определение единицы анализа психики; статус выделяемых единиц и их функций представляется нечетко. Были высказаны сомнения в перспективности такого подхода при психологическом исследовании. В качестве альтернативного подхода выдвинута идея построения «динамической системы категорий», которая «способна охватить и отразить в себе психический мир человека».

Как уточнялось выше, А. Н. Леонтьев выделял в деятельности три единицы. Одна из них — собственно деятельность, т.е. процесс, отвечающий ее мотиву; вторая — действие, отвечающее какой-либо из ее целей; третья — операция, характер которой соответствует условиям осуществления этой деятельности.
Эта классификация деятельностных актов общеизвестна и широко используется в исследованиях, реализующих деятельностный подход. Вместе с тем по ее поводу сделано немало критических замечаний. В методологической литературе можно обнаружить мнение, что выделенные А. Н. Леонтьевым образования не относятся к контексту анализа деятельности как предмета психологического исследования, а являются лишь средством анализа природы собственно психических явлений. Ставится также вопрос об адекватности использования понятия единицы применительно к действию и операции.

А. А. Леонтьев полагает, что «в концепции… А. Н.Леонтьева единицей в строгом смысле может быть названа только деятельность (акт деятельности)», а «действие не компонент и не единица деятельности — это именно ее образующая, ее момент».

О необходимости уточнения и развития представлений о структуре деятельности писал как сам А. Н. Леонтьев, так и другие авторы. В. В. Давыдов указывал на то, что остается нужда в выявлении закономерностей дробления и укрупнения деятельности, в конкретизации законов дифференциации и интеграции ее составляющих. Он сетовал на слабую разработанность и ограниченное применение принципа предметности и содержательности деятельности как конституирующей ее характеристики, — это является причиной того, что предметное содержание деятельности остается плохо осознаваемым.

Важно отметить, что в практике психологических исследований используется еще одна система деятельностных «единиц», они выделяются по основанию предметного содержания акта, которое представлено в некоем весьма общем аспекте. В отличие от системы А. Н. Леонтьева, здесь речь идет именно о компонентах, или частях, физически составляющих рассматриваемую целостность. Если первый подход может быть назван смысловым, то второй — технологическим. Эта классификация процессуальных деятельностных образований применяется, в частности, при анализе трудовой и учебной деятельности.
А. Н.Леонтьев признавал значимость подобных понятий для решения специальных задач этой области психологии, указывая, однако, на специфику вычленяемых при этом единиц — они имеют «логико-технический» характер. Во многих работах авторы употребляют в различных контекстах анализа «единицы» и того, и другого типа (ср. «операцию» у С. Л. Рубинштейна, понимаемую как «частичное действие»). К сожалению, осознание разнородности используемых одноименных единиц имеет место далеко не всегда.

Исследования в области обучения также требуют вычленения в деятельностном процессе таких составляющих, которые характеризуются качественно различным предметным содержанием. Так, в теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий выделяются так называемые «функциональные части действия» — ориентировочная, исполнительная и контрольная (или контрольно-корректировочная), а также одноименные виды действий и деятельностей. Далее, в методике поэтапного формирования есть требование осуществлять на начальных этапах работы учащегося пооперационный контроль. Понятно, что во всех этих случаях имеются в виду деятельностные образования, выделяемые по их обобщенному предметному содержанию, а не по соответствию их мотиву, цели или условиям.
Следует согласиться с положительной оценкой А. А. Леонтьевым возможности альтернативного решения проблемы единиц деятельности при тождественности исходных общетеоретических позиций исследователей. В самом деле, это «отражает наличие в ней (предложенной А. Н. Леонтьевым теории. — Т. Г.)… “резервов” для дальнейшего развития и уточнения, ее принципиальную антидогматичность».

Рефлексия оснований этих двух классификаций деятельностных образований позволяет избежать неточностей при описании психологических исследований, связанных с анализом деятельности, а также снять многие неясности и недоразумения, имеющие место в дискуссиях психологов и методологов по проблемам «единиц» деятельности.

Обе классификации могут быть использованы в психологических исследованиях, выбор той или другой из них определяется спецификой решаемой проблемы. Эти два подхода дополняют друг друга при системном исследовании психологического объекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)