Американская модель разделения властей

Исторические и политические особенности эволюции американской и немецкой государственности. Понятие и функции государства и государственной власти в американской политико-правовой традиции. Американская модель разделения властей. Система сдержек и
противовесов в американской модели разделения властей. История американского федерализма.

Роль монарха и государства в жизни немецкого общества. Определение И. Кантом сущности разделения властей как требования чистого разума. Государство представляется волей, соединенной в одном тройственном лице: верховная в лице законодателя-народа, исполнительная – в лице Правителя, судебная – предоставляется лицам, назначаемым правителем или избираемая народом.

Характеристика Гегелем правительственной и законодательной власти. Особое место бюрократической иерархии и монарха в гегелевской теории государства. Г. Еллинек о возможности законодательной власти сдерживать исполнительную власть. Приоритет исполнительной власти в немецкой модели разделения властей.

«Все люди сотворены равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к
числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью…».

Эти слова из Декларации независимости тринадцати Соединенных Штатов Америки стали началом новой эпохи, наступление которой предсказывалось и готовилось многими поколениями европейских политиков, философов, просветителей и теологов. В обществе Нового времени прежней власти и ценностям отводилось вполне определенное место: «Государь, которому свойственны все черты, отличающие тирана, не может быть правителем свободного народа».

Американцы однозначно и без всяких оговорок осуждали обычаи, принципы и законы европейской политики: «Мы хорошо наслышаны о сатанинской доктрине Старого Света: народ существует для королей, а не короли для народа».

Такая однозначность оценок неслучайна. Война за независимость английских колоний в Северной
Америке, образование Соединенных Штатов и принятие конституции стало наиболее ярким практическим результатом развития политико-правовой мысли того времени.

«Благородный эксперимент», начатый отцами-основателями американского государства, представлял собой попытку радикальной модернизации традиционного общества «с чистого листа», «на новом месте и в иное время».

Первые президенты США в своих посланиях Конгрессу поздравляли соотечественников с
успешным окончанием очередного года «благородного эксперимента». Такой обычай повторялся на протяжении десятилетий, что свидетельствует о преобладании эволюционных приемов и методов в построении новой модели государственности. Осознание уникальности этого эксперимента впоследствии сформировало мессианские мотивы американской государственно-правовой идеологии.

Соответственно времени, принципиально иное содержание получила цель развития государства как управленческого и регулирующего института, изменилось отношение к власти правительства-государства: «…справедливая власть правительства основывается на согласии
управляемых.

Что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа» – так в Декларации независимости устанавливались новые пределы власти, принципиально отличные от традиций и практики Старого света.

Главным и решающим достижением американской политической системы стало установление конституционных границ власти, что было зафиксировано в Конституции США 1787 г.

Эти рамки определялись: принципом разделения властей; первичностью и единством власти народа; стремлением каждого гражданина к счастью и свободе; требованием построения централизованного государства с республиканской формой правления.

Принятию Конституции предшествовала тяжелая и полная драматизма политическая борьба. После работы конвента 17 сентября 1787 г., когда стал известен текст будущей Конституции, в стране развернулась целая компания против предложенного проекта, что вынудило его создателей выступить на защиту своего детища.

За полгода, работая для нью-йоркских газет под псевдонимом «Публий», они (Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей) написали 85 статей, объединенных под общим
названием «Федералист».

Огромной заслугой авторов этого политического эссе, стала детальная разработка не только «горизонтального» ограничения власти, но и теории «вертикального» распределения властных функций и полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов.

На страницах «Федералиста», отцы-основатели американского государства еще раз закрепили пределы новой, только формирующейся власти.

Классическая доктрина разделения властей была существенно дополнена теорией федерализма, а так же детальной разработкой концепции сдержек и противовесов. Можно констатировать, что только с появлением «Федералиста» классическая теория разделения властей приобрела свою
законченную форму и содержание. Вопросы, связанные с проблемой разделения властей и
ограничения власти в целом, получили наибольшее освещение в № 43 – 51, 62 – 65 и 78.

Итак, что же предлагали своим соотечественникам авторы «Федералиста»?

Во-первых, защитники проекта конституции главной своей задачей ставили создание не идеального, утопического государственного устройства, о чем часто писали многие ученые-теоретики, а оптимального, т.е. наилучшим образом соответствующего достижению заявленной цели.

Еще раз напомним, что такой целью и вообще смыслом деятельности государственных органов является благополучие народа: «…безопасность и благосостояние народа суть те цели, которые преследуют все политические учреждения и которым эти учреждения должны быть принесены в жертву». Таким образом, основой внутренней политики будущего государства должно стать служение интересам народа и забота о его процветании.

Во-вторых, проект конституции однозначно предусматривал разделение властей согласно схеме,
разработанной Монтескье. Тезисы «Федералиста», опиравшиеся на конкретный опыт практической политики значительно углубили научную доктрину, придав ей вид эффективного инструмента организации политической власти.

Судя по тематике статей, наибольший интерес представляли вопросы, связанные с соотношением проблемы ограничения власти через ее разделение и требованием единства государственной власти как выражения общенациональной воли американского народа. Мы уже упоминали, что США авторам «Федералиста» представлялись не иначе как единое централизованное государство с сильной общенациональной (федеральной) властью.

«Что же нам все-таки придумать, чтобы на практике обеспечить необходимое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, записанное в конституции?

Единственный ответ, который можно на это дать: пусть, раз уж все внешние миры оказываются недостаточными, восполним изъян, создав такую внутреннюю структуру правления, чтобы составляющие ее части сами стали средством удерживать каждую на отведенном ей месте».

Условия, способствующие достижению этой цели, могут быть разделены на три группы.

Иными словами речь идет о трех уровнях, на которых могут быть установлены пределы власти, таковыми являются: общие ограничения для противодействия произволу в отношении общества;
система сдержек и противовесов между «горизонтальными» частями государственного механизма и, так называемое «вертикальное» разделение – придающее устойчивость национально-территориальному устройству страны.

Среди требований первого уровня (общие ограничения) наиболее существенными являются следующие:

Во-первых. Мерилом государственной власти должно быть качество жизни граждан, безопасность их собственности и личная свобода.

Во-вторых. При формировании государственных органов и определении пределов их компетенции необходимо учитывать недостатки человеческой натуры: «…честолюбию должно
противостоять честолюбие. Пожалуй, подобные маневры, к которым приходится прибегать, дабы помешать злоупотреблениям властью, не красят человеческую природу. Будь люди ангелами, ни в каком правлении не было бы нужды».

В-третьих. Личные интересы чиновника должны быть связаны с интересами общества:

«…необходимо разделять и расставлять должности таким образом, чтобы каждое занимающее их лицо могло надзирать над другим, чтобы личный интерес каждого чиновника служил охраной общественных прав».

Кроме прочего личные мотивы должны быть связаны и укреплены конституционными правами: «…главная гарантия против постепенного сосредоточения разных родов власти в одном из ее ведомств в том, чтобы улиц, ведающих тем или иным органом власти, были необходимые конституционные средства и личные мотивы противостоять вторжениям со стороны других».

В-четвертых. Формирование органов власти и назначение на должность должно быть независимо от влияния сторонних сил и контролироваться народом: «…чтобы заложить прочный фундамент под институт разделенных властей…требуется, чтобы каждая власть обладала собственной волей и, следственно, строилась на такой основе, когда представляющие ее должностные лица имеют как можно меньше касательства к назначению должностных лиц на службе другой.

При строгом соблюдении данного принципа необходимо, чтобы все назначения на высшие должности в исполнительных, законодательных и судебных органах исходили из первоисточника власти – от  народа и шли по не сообщающимся друг с другом каналам».

В-пятых. Общей задачей государственной власти и общества является обеспечение политического и религиозного разнообразия, необходимого для предупрждения диктатуры большинства.

«Пока вся власть исходит и зависит от общества, само общество разделится на столько частей, интересов и групп, что правам отдельных граждан или меньшинства вряд ли сможет угрожать объединившееся заинтересованное большинство. Степень безопасности будет зависеть от числа
различных интересов и числа сект, а это в свою очередь зависит от размеров территории страны и
численности населения, подчиняющегося одному и тому же правительству».

Второй уровень ограничения власти представлен системой сдержек и противовесов между различными элементами государственного механизма. Назначение, содержание и структура этой системы должны определяться взаимным конституционным контролем, осуществляемым всеми ветвями государственной власти. Эта идея, хотя и присутствовала у Монтескье, но должного развития так и не получила.

Следует заметить, что, по мысли «федералистов», – Конституция должна стать краеугольным камнем всей политической системы будущего государства. На конституционные нормы замыкались не только вопросы полномочий и пределы компетенции органов власти и должностных лиц, но и само суверенное право народа на верховную власть.

Джеймс Мэдисон в статье № 50 довольно точно расставил все акценты, одновременно указав на приоритеты дальнейшего развития страны: «…постоянные обращения к народу окажутся уместны для того, чтобы предотвратить или исправить нарушения конституции. Но в то же время не считаю эти средства пригодными для изменения конституции».

Этот же принцип относится ко всем без исключения представителям власти и государственным органам. Даже президент, вступая в должность, не должен принимать на себя иных обязательств,
кроме поддержания и защиты Конституции. Поэтому Конституция должна быть составлена так, чтобы стать по возможности единственной панацеей от всех болезней, свойственных обществу и государству как единому социальному организму.

Важнейшим элементом системы сдержек и противовесов стала так называемая теория бикамерализма, важнейшим постулатом которой являлось требование ограничения законодательной власти. Такое требование было весьма типичным для того времени, так как в представительных органах многи усматривали значительную угрозу интересам общества.

«Все ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – сходятся в законодательном органе. Средоточие их в одних и тех же руках как раз и определяет деспотическое правление. Ничуть не будет легче, если одна власть находится в руках многих, а не одного, 173 деспота, несомненно, будут угнетать так же, как и один».

Третьим пределом власти в интерпретации «федералистов», должно стать федеративное устройство будущего государства. До авторов этого произведения еще никто так подробно не
разрабатывал проблему федеративного устройства государственной власти. Поэтому мы ограничимся лишь общими замечаниями.

Во-первых. В основу теории американского федерализма была положена идея сдержек и противовесов, на которой держится вся политическая система США. «В объединенной республике власть, отчуждаемая от себя народом, сначала распределяется между двумя автономными
правительствами, а затем та ее часть, которая поступает в распоряжение каждого из них, повторно распределяется между автономными и раздельными ведомствами.

Таким образом безопасность прав народа гарантируется вдвойне. Правительства будут надзирать друг за другом, и вместе с тем – каждое – надзирать за собой».

Во-вторых. В представленном проекте были четко зафиксированы полномочия правительства Союза. К ним относятся:

  • обеспечение внешней безопасности;
  • “урегулирование отношений с иноземными народами”;
  • установление и регулирование «согласованных и взаимно уважительных» отношений между штатами;
  • «некоторые отдельные вопросы, представляющие общий интерес»;
  • ограничение сепаратизма штатов и других «вредоносных» действий;
  • законодательное обеспечение собственных полномочий.

В-третьих. Вмешательство федерального правительства в дела штатов может осуществляться не иначе как в пределах собственной компетенции и на основании положений Конституции США. Штаты должны обладать значительной внутренней свободой и учредительной властью.
«Единственное, что запрещено, – это менять республиканскую форму правления на
антиреспубликанскую…».

В-четвертых. Федеративное устройство должно гарантировать от локальных кризисов и конфликтов. «В случаях, когда трудно решить, на чьей стороне справедливость, лучшим из
возможных третейских судей, каковых только могут пожелать себе враждующие стороны, будут, надо полагать, представители вошедших в конфедерацию штатов, не охваченных пламенем местной усобицы».

И последнее. Наиболее значительным достижением североамериканской политической мысли является теоретическая разработка и практическая реализация централистской модели федерализма. Доказательство зависимости положения и статуса федерального правительства от «большой массы граждан» последовательно раскрывается в статьях № 52 – 85, где подробно рассматриваются структуры законодательной, исполнительной и судебной власти.

Центральное правительство, образованное по воле всего народа, должно обладать властными полномочиями и нести соответствующие обязанности в общенациональном масштабе. Идея приоритета общенационального правительства была зафиксирована в Конституции как одна из главных основ государственности и как гарантия безопасности каждого из штатов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)