Аграрно-политическая формация

Аграрно -политическая (деспотическая) формация является первой политической формацией человечества. Она возникает преимущественно в постпервобытных азиатских (восточных) обществах задолго до нашей эры в форме элементов:

1) деспотического государства,

2) государственной экономики,

3) превращения населения в подданных – рабов, илотов (в Спарте), крепостных.

Во многих неевропейских странах возникают аграрно-политические формации, соответствующие доиндустриальному уровню развития человечества.

Становление и развитие деспотической формации хорошо показано И.М. Дьяконовым (в понятии “азиатского” способа производства), Е.Н. Стариковым (в понятии казарменного коммунизма), И. Шафаревичем (в понятии социализма как общественного явления), Л.С. Васильевым (в феномене власти-собственности) и др.

Практические формации, возникшие в аграрных, доиндустриальных, традиционных обществах, лучше всего назвать деспотическими в силу того, что базисом этой формации и общества было деспотическое (авторитарное) государство.

По мнению многих исследователей, становлению элементов деспотического государства предшествовало становление государственной экономики в долинах великих рек (Нила, Тигра, Евфрата). Возникновению государственной экономики способствовали:

1) жаркий климат, плодородные почвы, благоприятные во всех отношениях для эффективного, но коллективного земледелия;

2) высокая плотность населения, способствующая его естественной (механической) кооперации;

3) родственность волевой (личной) собственности первобытного общества и деспотически-государственной (тоже волевой) собственности в становящемся политическом обществе.

Потребность в орошении толкает общество к строительству и централизованному обслуживанию громадных ирригационных сооружений. Рабочая сила вследствие ее многочисленности применяется здесь в виде “демографической производственной машины”. Эта машина предполагает централизованную систему управления.

Первые протогосударства и государства возникли в этих географических и демографических условиях вследствие необходимости кооперации множества людей для выполнения сложных и трудоемких коллективных работ.

Вследствие вышеназванных географических и демографических факторов в обществах отсутствовали стимулы для экономии живого труда за счет совершенствования его орудий. Низкий уровень личного потребления обеспечивал на Востоке высокую норму накопления.

Патриархально-общинный характер работы и жизни предполагал авторитет старших и кооперацию живого труда. Все это постепенно вело к доминированию отношений госраспределения и становлению деспотического государства.

Возникновение политической формации в России в форме царско-крепостнической и пролетарско-социалистической тоже было обусловлено:

1) противоречием между интересами выживания во враждебной природной и общественной среде;

2) недостаточными ресурсами (средствами), которыми располагает общество: суровый климат, низкое плодородие почв, отсутствие естественных преград для защиты от врагов, большая территория, низкая плотность населения;

3) монгольским игом. Как показали исследования А. Фонотова, Р. Пайпса и др., государственная (мобилизационная) формация в России (и похожих странах) возникает в условиях хронического дефицита необходимых ресурсов для своего выживания и развития.

Формированию деспотического государства способствовала авторитарная (“азиатская”) сельская община – самоорганизующаяся система, выполняющая все основные функции, необходимые для жизнедеятельности людей: воспроизводство, социализацию, реализацию Интересов и намерений, поддержание порядка и разрешение конфликтов, защиту от нападений со стороны других сельских общин, культурную и т.п.

Сельская община и семейно-клановые группы в ней отличались неравенством: половым, возрастным, поколенческим. Неравенство оформлялось в систему рангов (статусов), во главе которых стоял лидер (патриарх, вождь). Возникала пирамида социальных статусов, которая фиксировала это неравенство.

В ней формировался тип людей, слепо подчиняющихся авторитету старших и высших. Став членами надобщинных организаций, такие люди воспроизводили сельскую общину на более высоком уровне. Деспотическая (патриархальная) община представляла собой корпоративное объединение людей, связанных нормами и круговой порукой.

Вначале субъектом собственности (экономической власти) над средствами производства была патриархальная община, затем выборный вождь и, наконец, наследственный правитель. Государственная собственность (власть-собственность, по словам Л.С. Васильева) становится основой азиатских формаций.

С течением времени власть-собственность, – пишет Л.С. Васильев, – становится прерогативой более широкого круга лиц, принимающих участие в управлении государством. Но аппарат администрации, теперь уже олицетворяющий собой власть-собственность едва ли не в большей степени, чем прежде один правитель, символ государства.

В рамках централизованного распределения прибавочного продукта (редистрибуции) политического общества каждый получает свою долю в строгом соответствии с занимаемой им должностью-властью-собственностью.

Постпервобытные общества характеризуются периодом бесконечных войн, ведение которых требовало сильной государственной власти. Нескончаемые войны требовали централизации экономики. Происходит усиление роли амбиций вождей в их отношении к своему народу и войнам, создание межродовых и межплеменных протогосударственных, а затем и государственных образований.

В результате войн известные постпервобытные государства представляли собой систему иерархически соподчиненных общин. По отношению к господствующей общине-племени все остальные выступали в качестве подчиненных. Страна превращается в систему деспотических общин, руководимых из единого центра.

Покоренное племя-община выступает по отношению к покорителю как своеобразное орудие труда, которое можно использовать на тяжелых работах. С помощью деспотического государства снимаются противоречия между отдельными аграрно-политическими общинами, которые превращаются в семейно-клановые группы.

Возникновению деспотического государства способствуют и специфические условия. Например, в Древнем Египте этому способствовало географическое положение: населенная полоска земли была вытянута вдоль Нила и зажата между скальными обрывами. В результате сложилась цепочка земель и общин, управляемых из одного центра.

Геополитические факторы способствовали возникновению централизованного госаппарата; подчинившего себе народонаселение и экономику в интересах политического класса и простонародья. При этом усилилось подавление личности в сельских общинах и государстве, возникло коллективистское сознание, характер, менталитет.

Исходной сферой аграрно-политической формации являются рабы, крепостные, холопы. В такой оценке мы можем сослаться на Маркса, который характеризовал азиатский (государственный) способ производства “поголовным рабством” в правовом, а не только экономическом смысле этого слова.

Крепостными в деспотической формации были не только крестьяне, но и все остальные подданные. В крепостничестве сфера личной свободы, возможности принимать собственные решения и осуществлять выбор сведены к нулю. Здесь человек – винтик разветвленной деспотической машины-государства. Он лишен собственности, прав, свободы воли, достоинства.

Крестьянство характеризуется семейным хозяйством на земле, деревенской традиционной культурой, личным общением, низким положением в формационной общности. Все это выражается в архаичной ментальности, способствовавшей формированию деспотической формации .

Прогресс человечества, с одной стороны, тормозили власть имущие, а с другой стороны, “пленники покорности”, ограниченного потребления, постоянной неудовлетворенности и страха. Все это отчетливо видно на примере советского общества.

Второй составляющей исходной сферы становится государственно-аграрная экономика. Самой ранней формой налога на Востоке были платежи продуктами, полученными на общинной земле (государство Шумер, древнекитайское государство Шань-Инь, Древний Египет и др.). Далее шли ирригационные, строительные и военные повинности. Наконец, вся земля общины делилась на царские, храмовые, общинников.

На ранних этапах развития государства (еще не деспотического) урожай с царских и храмовых полей шел на общие (страховые) нужды, а строительство каналов, дамб, дорог, крепостей, храмов и т.п. воспринималось как общественно-необходимое.

Этому способствовала и забота властей о питании, отдыхе и поощрении работающих танцами, угощением, ритуальными обрядами. Не случайно обряд первой борозды в Египте совершало первое лицо в государстве – фараон.

Со временем все большая часть продукта с царских и храмовых полей шла на паразитическое потребление господствующей бюрократии, на амбициозные военные нужды, не диктуемые интересами общества. Труд общинников становился принудительным, а сами они превращались в крепостных.

В Египте Срединного царства (конец III – середина II тыс. до н. э.) царских людей (крепостных) загоняли в охраняемые лагеря, объединяли в трудовые отряды и армии под наблюдением надсмотрщиков для выполнения царских работ. Казна обеспечивала этих крепостных пайком, орудиями, ,се- менами и т.п. В случае побега крепостного его семья наказывалась.

Возникает государственная барщина, типичная для всех названных нами империй. В государственной экономике присваивается уже не овеществленный труд, а сам индивид-работник.

Процесс разрастания государственной экономики отчетливо виден на примере Шумера: при III династии Ура царские поля занимали 62%. На этих землях были созданы громадные крепостнические латифундии площадью в несколько тысяч километров. По указанию из царской канцелярии рабочие, орудия, семена перебрасывались из одного места в другое.

Ремесленное производство было сведено во множество специализированных госмастерских, работавших по заказу государства. Царские мастерские были поставлены в привилегированные условия с точки зрения производства и распределения продукции, так что частные мастерские с ними конкурировать не могли и закрывались.

Основные отрасли ремесленного производства в Уре были объединены в восемь огромных мастерских, руководимых одним человеком-министром. Работники этих мастерских тоже были крепостными, над которыми возвышался мощный аппарат надсмотрщиков, учетчиков, кладовщиков, инспекторов, плановиков и т.п. Как и в сельском хозяйстве, эти госмастерские отличались невысокой производительностью труда, но высокой смертностью работников.

Базисом доиндустриально-политической формации является деспотическое государство. С одной стороны, оно выражало интересы царя, правящей элиты, бюрократии: власть, военное могущество, престижное потребление.

С другой стороны – интересы крепостного населения: защита от внешних врагов, поддержание порядка, создание условий для аграрного труда и жизни. Таким образом, базисная функция деспотического государства отвечала тогдашнему уровню развития демосоциальной сферы.

Деспотическое государство включало в себя:

1) царя, фараона, императора и т.п., выступавшего наместником Бога на земле и обладавшего неограниченными правами;

2) политическую элиту, состоящую из назначаемых царем наместников, председателей судов, военоначальников и т.п.;

3) мощный разветвленный, бюрократический аппарат надсмотрщиков, учетчиков, кладовщиков, инспекторов, плановиков, а также сильную армию, полицию, жандармерию;

4) материальные ресурсы (оружие, деньги, транспорт, связь, тюрьмы и т.п.);

5) деспотическое право.

Деспотическое государство было своеобразной нервной системой общества, по которой распространялись приказы-импульсы от верховной власти во все концы деспотического общественного организма, нацеливая его на выполнение часто амбициозных задач – строительство пирамид, создание православной империи во главе с Москвою и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)