Адвокатура России в период с 1864 до 1917 г

В настоящем разделе мы подошли к описанию судебной реформы 1864 г. в той ее части, которая касается организации и деятельности адвокатуры.

Фундаментом реформы и гарантом демократических принципов организации судопроизводства стал суд присяжных, который обеспечивал непосредственное участие населения в отправлении правосудия и был более демократичной формой судоустройства, что позволило России уйти от инквизиционной системы процесса, господствовавшей до 1864 г., к демократической, на принципах которой действуют суды демократических государств и в настоящее время.

Ввиду стремительного развития новых экономических отношений (бурный рост промышленных предприятий и др.), в результате отмены крепостного права правительством Александра II в середине 60-х гг. XIX в. был осуществлен ряд реформ, судьбоносных для России, практически во всех отраслях жизнедеятельности общества.

Это военная реформа, крестьянская, земская, школьная реформа, реформа печати и др. В этом ряду судебная реформа 1864 г. заняла достойное место, оказавшись самой прогрессивной и более последовательной, т.к. введенные ею преобразования просуществовали с небольшими изменениями до 1917 г.

Эта стабильность объясняется осознанием обществом необходимости создания адвокатуры как института, необходимого для обеспечения реальной независимости суда и поддержания принципов законности в ходе как гражданского судопроизводства, так и уголовного.

И до 1864 г., и после адвокатура существовала в нескольких формах, и ее деление на присяжную и частную очень условно. Просто судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура. В организационном отношении это была высшая форма из существовавших в России.

До этого мы уже останавливались на различных формах адвокатуры в России, но ни одна из них не смогла выполнить свою, роль и обеспечить общество защитниками.

Положение о присяжных поверенных было впервые опубликовано 30 сентября 1862 г. в Дополнении к № 78 «Сенатских ведомостей». Для всеобщего обсуждения было представлено около 400 замечаний, которые опубликовали в 6-ти томах.

Далее была создана комиссия из чиновников Госканцелярии, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Правительствующего сената, представителей губернских судебных учреждений и др. Всего 30 человек.

В период с 26 ноября 1862 г. по 12 сентября 1864 г. комиссия рассмотрела все замечания и, обобщив их, внесла предложение утвердить Положение в виде второй главы раздела о судебных установлениях, что и было исполнено.

Введение в действие судебных уставов произошло в торжественной обстановке 17 апреля 1866 г. Именно в этот день торжественно открылись новые суды и 27 присяжных поверенных были утверждены в этом состоянии.

Имена многих из них вошли в золотой фонд Российской адвокатуры. Это Д.В. Стасов, К.К. Арсеньев и др. Число присяжных поверенных постоянно росло, и к 1913 г. их было около 6000 человек.

Имена многих из них прославили не только адвокатуру, но и Россию в целом: В.Д. Спасович, А.И. Урусов, П.Н. Александров, С.А. Андриевский, Ф.Н. Плевако, А.Я. Пассовер, Н.П. Карабчевский и др.

Рассмотрим более подробно структуру, состав, правила приема и работу присяжных поверенных по уставам 1864 г.

Присяжные поверенные состояли при судах в следующих случаях:

  • по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;
  • по назначению в случае необходимости советом присяжных или председателем суда.

Кто мог быть присяжным поверенным?

  1. Имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат).
  2. Прослужившие не менее 5-ти,лет по судебному ведомству на должностях, позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел.
  3. Помощники присяжных поверенных, бывшие таковыми не менее 5 лет.

Первое время Положение «О введении в действие судебных уставов 20 ноября 1864 г.» в главе 5 допускало в число присяжных и лиц, не отвечавших вышеперечисленным требованиям, если они соответствовали следующим условиям:

  • не имели должности в юридическом образовании, но окончили курс юридических наук в высших учебных заведениях, если они прослужили в судебном ведомстве
    не менее 4 лет или 5 лет вели дела в качестве поверенных;
  • окончили курс в высших учебных заведениях, хотя и не по юридическому факультету, или же не получили воспитания в высших учебных заведениях, но прослужили по судебному ведомству не менее 5 лет и в течение этого времени занимали не менее года должность секретаря Сената или прочие должности не ниже 7-го класса, где могли приобрести практические сведения в производстве и решении судебных дел.

В соответствии с Положением существовали условия, при которых человек не мог стать присяжным поверенным. Перечислим их.

Присяжными поверенными не могли быть:

  • лица моложе 25 лет;
  • иностранцы, т.е. не российские подданные;
  • объявленные несостоятельными должниками;
  • состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением, лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
  • подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
  • состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состояв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
  • исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  • те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет присяжных поверенных, указав в нем необходимые, в соответствии с законом, сведения.

К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте.

Интересно
Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, которые признает нужными», выносил постановление или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или же об отказе в этом.

В случае согласия совета принимаемым приносилась присяга по правилам его вероисповедания.

После того, как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая запись в свидетельстве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.

Кандидатура утверждалась или не утверждалась министром юстиции, его решение могло быть обжаловано в Сенате.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)