Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Административный способ защиты прав налогоплательщиков – это возможность обжаловать ненормативный акт налогового органа, а также его действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган в соответствии с правилами, установленными ст. 138 НК РФ.
Административный способ можно подразделить на апелляционный и простой порядок обжалования.
Апелляционный порядок обжалования регулируется ст. ст. 101.2, 139 НК РФ. На решение
налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до того момента, как это решение вступит в силу, может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней с момента вынесения такого решения. Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть подана в налоговый орган, вынесший решение. В свою очередь, данный налоговый орган в течение трех дней должен направить данную жалобу в вышестоящую инспекцию со всеми прилагающимися документами.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица,
подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом
налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган согласно ст. 140 НК РФ имеет право:

  • оставить решение нижестоящей налоговой инстанции без изменений, а жалобу – без
    удовлетворения;
  • отменить или изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять новое решение по существу вопроса;
  • отменить решение и прекратить производство по делу.

При простом порядке обжалования решения налогового органа по истечении 10 дней с даты его принятия, т.е. после вступления решения налогового органа в законную силу, жалоба преобразуется в простую и может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение года (п. 2 ст. 139 НК РФ). Срок подачи такой жалобы составляет три месяца с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Так, в случае если фирма узнала, что ее права нарушены, то в течение трех месяцев она может обратиться с жалобой, но только в том случае, если эти три месяца и сам факт обнаружения укладываются в рамки одного года с даты вынесения решения.
В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения простой жалобы могут быть приняты следующие решения:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение;
  • если речь идет о бездействии налоговой инстанции в целом или одного из чиновников, то
    вышестоящая налоговая инстанция или вышестоящий чиновник могут принять решение по существу, т.е. поработать за того, кто бездействует.

Таким образом, для того, чтобы принять решение по жалобе, у вышестоящей инстанции есть один месяц со дня ее получения, но в случае необходимости (п. 3 ст. 140 НК РФ – в случае если нижестоящий налоговый орган не представил необходимых документов) этот срок может быть продлен. Время, которое можно потратить на запрос этих бумаг, не должно превышать 15 дней. Таким образом, для того, чтобы разобраться в жалобе, у вышестоящего налогового органа имеется 45 дней. После принятия соответствующего решения по жалобе заявитель должен быть извещен в течение трех дней в письменной форме.
В последнее время именно административный порядок защиты прав налогоплательщиков стал
одной из ключевых тем обсуждения среди специалистов в области налогообложения. Дело в том, что с 1 января 2009 г. в силу вступили поправки к НК РФ:
“Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или
решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу” (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Ранее в отношении досудебного обжалования действовала норма п. 1 ст. 138 НК РФ, которая не
исключала одновременного обжалования решения в налоговый орган и в суд. Следовательно,
налогоплательщик мог пренебречь жалобой в вышестоящий налоговый орган, если считал его
неэффективным.
Необходимо обратить внимание, что указанные изменения в НК РФ относятся только к
обжалованию решений налоговых органов, к действиям или бездействию они отношений не имеют.
Следовательно, у налогоплательщика по-прежнему есть шанс сразу обратиться в суд, не тратя времени на жалобу. Например, налоговым органом принято решение об отказе в налоговых вычетах. В данном случае можно обжаловать как само решение, так и оспорить действия налоговой инспекции по невозврату или незачету.
Обжалованию подлежат следующие виды нормативных актов:

  • решения о доначислении налога и пени, предусмотренные п. 3 ст. 40 НК РФ;
  • решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на
    счетах организации-налогоплательщика (налогового агента) в кредитной организации, предусмотренные п. п. 2 – 6 ст. 46 НК РФ;
  • инкассовые поручения (распоряжения) о таком списании налога, сбора, а также пеней со счетов налогоплательщиков в банке, предусмотренные ст. 46 НК РФ;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 6 ст. 64 НК РФ);
  • решения налогового органа о приостановлении операций по банковским счетам
    налогоплательщика (ст. 76 НК РФ);
  • решения об аресте имущества налогоплательщика как способе обеспечения исполнения
    налоговой обязанности (ст. 77 НК РФ);
  • решения (постановления) налогового органа о доначислении суммы налога и пени, когда при
    контроле за полнотой исчисления налога налоговый орган усомнился в правильности применения налогоплательщиком цены сделки (п. 3 ст. 40 НК РФ);
  • акты о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком, налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 101, п. 8 ст. 101.1 НК РФ);
  • решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения первичных
    жалоб, и т.д.

Порядок и сроки обращения в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному
лицу изложены в ст. ст. 139 и 101.2 НК РФ.
Административное обжалование решений налоговых органов.
По мнению ИФНС, поскольку налогоплательщик не обжаловал решение об отказе в возмещении
налога на добавленную стоимость в порядке досудебного урегулирования спора в УФНС, его заявление в суд о признании ненормативных актов недействительными должно быть оставлено без рассмотрения. Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, в судебном порядке решения (как не вступившие, так и вступившие в законную силу) могут быть обжалованы только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. Досудебный порядок обжалования, установленный в ст. 101.2 НК РФ, применяется также к решениям по итогам налоговой проверки, связанной с разрешением вопроса о возмещении налога на добавленную стоимость. Иное системное толкование приведенных норм придаст положениям п. 5 ст. 101.2 и ст. 176 НК РФ смысл, расходящийся с их содержанием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)