Земельные отношения и земельный строй

Цели и задачи инвентаризации земель

25.08.1992 г. Правительством РФ было принято Постановление № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в РФ».

Целями проведения инвентаризации земель поселений являются:

  • создание основы для ведения Государственного земельного кадастра (ГЗК) в городах, поселках и сельских населенных пунктах;
  • обеспечение создания банка данных на бумажной основе и магнитных носителях;
  • организация постоянного контроля над использованием земель.

Основными задачами являются:

  • выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;
  • выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и в дальнейшем принятие по ним решений;
  • установление городской черты, черты поселения, вынос и закрепление ее на местности.

Землеустройство. Основные положения

Перед началом проведения работ по инвентаризации земель поселения Администрация и Органы местного самоуправления совместно с управлением (представителем) Роснедвижимости проводят организационные мероприятия.

Обсуждают основной вопрос . финансирование работ по инвентаризации. Оно может проводится из средств, поступающих от взимания налога и арендной платы за землю, т. е. бюджета местного, субъекта федерации или федерального бюджета. Исходными материалами для инвентаризации служат графические, текстовые, правовые документы на земельный участок, материалы предыдущих инвентаризаций.

Графические материалы – это топографические планы масштабов 1:500 . 1:2000.

Для проведения работ по инвентаризации администрация передает свои функции заказчика Департаменту градостроительства или Комитету земельных отношений. В качестве подрядчика может быть любая организация, имеющая лицензию на выполнение этих работ и опыт проведения данных работ.

Между заказчиком и подрядчиком составляется договор и смета к нему. В настоящее время для проведения любых землеустроительных работ проводятся конкурсы.

Земельные отношения представляют собой форму производственных отношений в области владения и пользования землёй.

Их важнейшими элементами являются: виды и формы собственности на землю, система хозяйствования на земле, а также механизмы управления земельными ресурсами и методы регулирования земельных отношений.

Субъектом земельных отношений (в мировом смысле) является всё население, проживающее на данной территории. В более узком смысле к субъектам земельных отношений относятся физические лица, их отдельные сообщества, организации, пользователи, владельцы и собственники, т. е. круг физических и юридических лиц, реализующих свои права и обязанности в области пользования землей. Государство представляет и защищает их интересы, а это значит, что оно является субъектом земельных отношений.

Объект земельных отношений – это юридически однородный и пространственно ограниченный на местности земельный массив, по поводу которого возникают земельные отношения.

Совокупность всех земельных правоотношений, сложившихся в обществе, представляет государственный земельный строй. Он (как часть политической системы) регулирует виды и формы собственности на землю, систему управления земельными ресурсами, систему землепользования и землеустройства, права и обязанности субъектов земельных отношений.

Согласно ФЗ № 101 от 17.07.2001 г «О разграничении государственной собственности на землю», определены следующие формы государственной собственности на землю:

  1. Федеральная собственность. К объектам федеральной собственности отнесены земельные участки для обеспечения нужд обороны, безопасности, государственных границ и других функций, отнесённых к ведению органов государственной власти (все вузы государства, все службы государства и т. д.).
  2. Собственность субъектов Российской Федерации. К объектам государственной собственности субъектов Федерации отнесены земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную или иную форму собственности. 
  3. Муниципальная собственность. К объектам муниципальной собственности относятся земли, находящиеся в границах административных районов и населённых пунктов, кроме государственной, частной и коллективной собственности. 

Земли государственной и муниципальной собственности предоставляются юридическим и физическим лицам (в качестве объектов хозяйствования) в бессрочное (постоянное) или временное пользование.

Земельный участок – это часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одним из главных вопросов является правовая основа владения и пользования земельным участком. Собственность на землю гарантирует собственнику право распоряжаться им по своему усмотрению, вплоть до продажи, дарения, передачи по наследству, использовать её в качестве залога и получать компенсацию стоимости в случае принудительного изъятия земельного участка для государственных и общественных надобностей. Режим бессрочного (постоянного) и временного пользования землей устанавливается в основном для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных целей, а также в сельском хозяйстве на землях, которые нецелесообразно передавать в частную собственность (выпасы для скота, под огороды и т. д.).

Аренда земли – это форма хозяйственного использования, при которой собственник земли (государство или частник) за определённое вознаграждение (плату) передаёт земельный участок на установленный срок другому лицу. Это наиболее распространённый способ землепользования в городах и крупных населённых пунктах. В сельском хозяйстве также приватизированная земля не может эффективно использоваться без помощи государства, и есть один способ сдать её в аренду на 10–25 лет для сохранения плодородия и получения прибыли.

Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие в процессе пользования землёй.

Землепользование – это экономическая категория и характеризует землю как объект хозяйствования.

Землепользование имеет различные значения. Во-первых, это земельный участок или массив, имеющий фиксированное местоположение, чёткие границы, определённую площадь. Во-вторых, в правовом отношении установлены государством виды, формы и порядок пользования. Таким образом, понятие «землепользование» шире понятия «земельного участка»:

  • землепользование может состоять из одного или нескольких земельных участков;
  • земельные участки, входящие в землепользование, могут иметь различный правовой статус;
  • характер и интенсивность использования земель в пределах землепользования могут быть различными.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)