Юриспруденция

Деятельность старых республиканских юристов

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные зап­росы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев.

Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих сло­ев населения, в частности провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирова­ния возникавших вопросов.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п.

В республиканский период их деятельность имела практичес­кий характер и выражалась в редактирований формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче сове­тов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочинений рес­публиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов сле­дует признать, что уже тогда юридическая техника достигла до­вольно высокого уровня.

Деятельность старых республиканских юристов выражалась прежде всего в толковании права.

Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur, aut est proprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium inter- pretatione consistit (D. 1. 2. 2. 12. Pomponius). — Так и в на­шем государстве [правосудие] строится или на основании пра­ва, т.е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устанавливается без записи, одним толковани­ем знатоков права.

В этих словах Помпония подчеркнута творческая роль рим­ского толкования законов и его значение как источника права. Так, путем толкования XII таблиц были выработаны институты эман- ципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и др.

Путем толкования развилась большая часть инсти­тутов цивильного права. Древнее толкование III—II вв. до н.э. строго держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки. Цицерон рисует это состояние и метод словами — veteres verba tenuerunt — древние держались за слова (pro Murena, 11), подчеркивая консерватизм методов старого толкования.

Литературные произведения старых юристов

В соответ­ствии с практическим характером деятельности старых республи­канских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, II в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юри­стов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обоб­щение практики, ряд юридических правил — ^и1ае (Марк Порций Катон — отец и сын, II в. до н.э.). Наконец, появились системати­ческие комментарии по отдельным системам цивильного и претор- ского права. Кв. М. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Суль- пиций Руф (I в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдик­та. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильно­го и преторского) права в 40 книгах дигест.

Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Ма- нилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II в. до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, что они «основали ци­вильное право» (Э. 1. 2. 2. 39). Выдающимся юристом был также Цицерон (I в. до н.э.).

Деятельность классических юристов

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I—III вв. н.э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право ча­стной собственности, частное право, достигло своего высшего раз­вития. Это обусловливало широкое развитие деятельности юрис­тов.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отлича­лись большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие фор­мы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опас­ности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господ­ства верхушки рабовладельческого класса.

Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного на­селения. С другой стороны, рост государственной территории, рас­ширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяй­ственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гиб­кость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах гос­подствующего класса, в первую очередь — в целях закрепления не­ограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и пра­ва собственности на землю.

Классические юристы успешно справились со стоявшими пе­ред ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами господствующего класса. При этом нередко наблюдалось, что, ус­танавливая, по существу, новые принципы, римские юристы при­урочивали их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авто­ритет старых юристов: в этом сказывался присущий римским юри­стам консерватизм. Но наряду с этим в их деятельности, и прежде всего в толковании закона, определенно сказывалось и прогрессив­ное начало. На место прежнего словесно-грамматического толко­вания законов и сделок является толкование ex voluntate, основан­ное на отыскании воли закона или сторон. Как говорил Цельз, scire leges поп hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem (D. 1. 3. 17): знать законы — это не значит держаться за их слова, но [пони­мать] их силу и значение [мощь].

Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо осо­бо ставить вопрос о воле — quaestio voluntatis.

Cum in verbis nulla ambiguitas est, non debet admitti voluntatis quaestio (D. 32. 25. 1). — Когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует допускать [постановки] вопроса о воле.

Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius), но­вое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum — справедливого и доброго.

Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Риторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она примыкала к аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих учеников возможно ло­гичному толкованию. Риторическая теория энергично протестова­ла против старого формализма и буквального толкования, из кото­рого проистекало, что высочайшее право — summum ius — станови­лось глубочайшей несправедливостью — summa iniuria. В спорных случаях теория внушала искать настоящей воли законодателя, вы­являть те цели, которые преследовал законодатель (ratio legis), в юридических же сделках цели, которые ставили себе договариваю­щиеся стороны (lex contractus).

Ius respondendi

В республиканскую эпоху не существова­ло юрисконсультов и заинтересованные лица обычно обращались к тем, к кому имели доверие. Август и его преемники в целях при­влечения на свою сторону авторитетного сословия юристов предо­ставили некоторым наиболее выдающимся юристам ius publice respondendi —право давать официальные консультации по поруче­нию императора ex auctoritate principis (D. 1. 2. 2. 48—50; Гай. 1. 7) в ответ на запросы, обращавшиеся к императору. Responsa (отве­ты) таких привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей.

Классические юристы

В период от I до середины III в. ра­ботали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоре­тических знаний, практические дарования, педагогически-воспи­тательное влияние и, наконец, оставившие литературное наследие. Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принци­пата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идеи, новатор в области права (plurima innovare instituit). Лабеон оказал продол­жительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и счи­тается основателем юридической школы прокулианцев (названной по имени его ближайшего ученика Прокула). Его политический противник Капитон, имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы — сабиньянской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (незнатного происхож­дения, достигшего только к 50 г. всаднического звания), Сабин был величайшим юристом I в. н.э., комментировавшим цивильное пра­во.

Из школы прокулианцев вышли Ювенций Цельз — отец и сын. Из сабинианцев во II в. надо отметить Сальвия Юлиана, получивше­го при Адриане поручение кодифицировать преторское право и ус­пешно выполнившего это поручение (см. п. 21). Ученик Сабина — Африкан много сохранил от своего учителя, следуя ему иногда дословно, но отличается трудностью для понимания. Трудно ска­зать, к какой школе относился Помпоний, которому история римс­кого права обязана сведениями о развитии юриспруденции и от­дельных ее представителях (D. 1. 2. 2. 47—53). Последним сабини- анцем считается Гай, не отличавшийся глубиной, — но оставивший учебное руководство — Институции, написанные с большой яснос­тью. К III в. н.э. относится стоящий вне школ Эмилий Папиниан, острейший среди римских казуистов, блестящий по сжатости сти­лист, ставший для следующих поколений «первым из всех» (primus omnium). Папиниан занимал выдающееся место по совершенству формы и точности приемов подведения отдельных случаев под со­ответствующие правила и нормы права.

Менее яркими, но также крупными юристами III в. н.э. были Павел и Ульпиан. Павел являлся представителем того направле­ния юристов, которые видели основную задачу в собирании, обра­ботке и комментировании работ предшественников. Он был все же более смел и оригинален, чем действовавший несколько позднее в том же направлении многоречивый Ульпиан.

Упадок юриспруденции

С середины III в. н.э. начинается упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной. Императорская власть стала абсолют­ной, и воля императора оказалась единственным источником пра­ва. lus respondendi больше не дается; юристы работают главным образом в качестве чиновников императорской канцелярии. Одна­ко responsa классических юристов сохранили значение источника права: в 426 г. был издан закон «о цитировании юристов», призна­вавший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых при­водятся этими авторами). При различии мнений этих юристов пред­писывалось придерживаться мнения, за которое высказалось боль­шинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мне­нию Папиниана.

Из юристов эпохи домината сколько-нибудь выдающимся можно признать Гермогениана (приблизительно IV в.).

Юридическая литература

Юридическая литература клас­сической эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно осве­щала проблемы права. Для начинающих назначались элементарные руководства — институции (institutiones, enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae). Практическим целям служили сборники консультаций и казусов — ответы, письма, проблемы и диспутации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes). Более обширные работы представляли комментарии к эдикту, книги по цивильному праву, комментарии к Кв. Муцию и М. Сабину, где излагалась прежняя система ius civile (libri iuris civilis). Настоящие своды давали дигесты, в которых рассматривалось одновременно и преторское, и цивильное право. Сюда же относились комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдель­ным отраслям права, специальные монографии по законодатель­ству — своду XII таблиц, императорскому законодательству.

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементар­ные руководства — institutiones. Обучение юристов в республикан­ском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слуша­нию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов (instruere). В конце республики стали вести систематичес­кое чтение лекций (instituere). В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользова­лись Институции Гая. В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых Институций Гая (И в. н.э.), послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Их своеобраз­ную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосре­доточено на догматическом изложении действующего права. Ин­ституционная система излагает право и его применение не разроз­ненно, в случайном смешении казуистики, как это делали упоми­навшиеся выше «Вопросы» и «Ответы», «Правила» и «Споры», а стремится весь материал расчленить с точки зрения общих право­вых категорий, какими прежде всего являются лица, вещи и иски.

Институции Гая дополняются еще его сочинением «Res quotidi- апае» («Повседневные дела»). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две сис­темы — цивильного и преторского права, с преобладанием догма­тического изложения над историческим. Институции Гая получи­ли широкое распространение у юристов и грамматиков последую­щей эпохи, а в VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены в кодификацию Юстиниана (см. п. 38). Еще в V в. н.э. они распространялись в Италии в списках, в своем под­линном виде. Один из таких списков, с ошибками и искажениями, был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.). Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иеронима (VIII или IX вв.). Восстановленная рукопись — палимпсест (т.е. перга­мент, текст которого был ранее соскоблен и по нему было написано что-нибудь заново) известен под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с от­рывками Гая, дополняющие Веронский палимпсест. Они назы­ваются то «новыми отрывками Гая», то Александрийский, Египет­ский и Флорентийский Гай (по месту находки и хранения). Суще­ствуют русские переводы Институций Гая — Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890—1892 гг.), М. Бобина III и IV книг (Харьков, 1892 г.).

Из обширной литературы юристов-классиков до нас в полном виде дошло очень немного и часто в искаженном виде.

Помимо упомянутых выше Институций Гая следует отметить:

  • Так называемые fragmenta Ulpiani. Дошедшая до нас руко­пись была написана в Галлии в X в. и найдена в Библиотеке Вати­кана. В ней содержатся извлечения из сочинения Ульпиана — liber singularis regularum. Написано это сочинение по системе Институ­ций Гая.
  • Sententiarum libri quinque ad filium — называемые senten- tiae receptae Павла. Принадлежность их Павлу сомнительна.

Это руководство по гражданскому и уголовному праву и процессу благодаря полноте и относительной краткости было широко рас­пространено и особо отмечено в законе о цитировании (см. п. 29). В послеклассическую эпоху было издано в сокращенном и перерабо­танном виде. Извлечения вошли в Вестготский свод законов.

Позднейшие литературные памятники

Из более поздних памятников IV и V вв. эпохи домината дошли:

  • Так называемые Fragmenta Vaticana — рукопись, найден­ная в 1821 г. в Библиотеке Ватикана; она представляет собой сбор­ник ius и leges и содержит семь глав: о купле-продаже, узуфрукте, приданом, опеке, дарении и прокураторах. lus представлено в из­влечениях из сочинений Папиниана, Ульпиана и Павла (Гай не представлен).
  • Leges — почти исключительно конституции до 318 г., а также три многоречивых закона Константина и один Валентиниана I от 372 г. О происхождении сборника ничего неизвестно. Труд, по-ви­димому, составлен до 438 г., так как Кодекс Феодосия (см. п. 35) в нем не упоминается.
  • Collatio legum Mosaicarum et Romanarum (неизвестного автора) в трех рукописях VIII—XI вв., содержит сопоставление за­конов Моисея и римского права в 16 главах, относящихся преиму­щественно к уголовному праву.
  • Consultatio veteris cuiusdam iurisconsulti. Это сборник мне­ний юриста (имя которого неизвестно), жившего, по-видимому, в Галлии, в конце V или начале VI в. Автор дает советы (главным об­разом из области договорного права) своим доверителям
  • Leges saeculares — сирийско-римский законник, который пользовался большим влиянием на Востоке и не был вытеснен законодательством Юстиниана. Книга излагает римское право весь­ма неполно, часто не понимая и искажая смысл путем добавлений, по-видимому, из местного права. В основание положены изрече­ния классических юристов, но в результате усиленной и часто не­понятной переработки они почти неузнаваемы. Работа была напи­сана первоначально по-гречески, затем переведена на сирийский язык, и этот перевод подвергся переработке на арабском и армян­ском языках.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)