Юридическая сила нормативных актов местного самоуправления

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления признаются в настоящее время самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции РФ и законам Российской Федерации системой, издаются муниципалитетами, советами и старостами самоуправляющихся территорий – городских и сельских поселений, а также непосредственно самим населением.

Нормативные правовые акты местного самоуправления должны:

  • отвечать требованиям законности как по форме, так и по содержанию; быть изданными в пределах компетенции соответствующего органа местного самоуправления по вопросам ведения соответствующего муниципального образования;
  • в случаях, установленных законом, пройти государственную регистрацию;
  • публиковаться (обнародоваться) для всеобщего сведения;
  • приводиться в соответствие с актами (решениями), изданными органами государственной власти и местного самоуправления.

В целом же, иерархия актов органов местного самоуправления и их юридическая сила в значительной степени зависит от субъекта, принявшего соответствующий правовой акт.

Акты местного самоуправления, принимаемые на местном референдуме, сходе обязательны для органов местного самоуправления, действующих на соответствующей территории.

При последующем издании нормативных и иных правовых актов органы местного самоуправления должны руководствоваться решениями, принятыми населением на местном референдуме.

Особое место среди актов местного самоуправления занимают уставы муниципальных образований. Можно сказать, что данный акт является конституирующим для местного самоуправления определенной территории. Он призван конкретизировать нормы федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении применительно к условиям осуществления самоуправления в данной местности.

Акты представительных органов местного самоуправления обладают более высокой юридической силой по сравнению с актами исполнительных органов местного самоуправления соответствующего уровня.

Правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования должны соответствовать актам представительных органов местного самоуправления, уставу муниципального образования, решению, принятому на местном референдуме, сходе граждан.

В свою очередь, приказы руководителей органов и структурных подразделений местной администрации должны соответствовать законодательству, правовым актам представительного и исполнительного органа местного самоуправления.

Обратим внимание на то, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти и управления, другими органами местного самоуправления. Это – важная гарантия. Но именно в муниципальном нормотворчестве наблюдаются проблемы с качеством и законностью их подготовки.

Как указывается в юридической литературе, действующим законодательством определено, что одним из важных требований, предъявляемых к муниципальным правовым актам, является их соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В научной литературе высказываются различные подходы к определению параметров качества «нормативного правового акта». В большей степени встречается определение критерия качества нормативного акта в двух значениях: «социальная адекватность» и «юридическая адекватность».

Мера качества социальной адекватности отражается в способности нормативного правового акта отображать объективно обусловленные потребности и интересы людей, их ценности и приоритеты. Юридическая адекватность отражает соответствие нормативного правового акта правилам юридической техники: содержательным, логическим, структурным, языковым, формальным, процедурным правилам.

Интересно
По результатам проведенного анализа экспертных заключений о несоответствии муниципальных нормативных правовых актов действующему законодательству все выявленные дефекты условно можно разделить в три группы: первую группу составляют нарушения компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, вторую – ошибки, вызванные нарушением принципа иерархии юридических норм, третью – ошибки в результате несоблюдения правил юридической техники.

Нарушение компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов. Данный вид дефекта проявляется в некомпетентном регулировании определенных правоотношений, которые в силу требований действующего законодательства должны быть урегулированы нормативным правовым актом иного органа местного самоуправления или нормативным актом регионального или федерального уровня.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)