Яков Петрович Полонский

У Полонского природа обладает способностью внутреннего разговора с человеком, с его душой. Душевное проникновение в природу — пожалуй, одна из наиболее характерных черт русской поэзии: «Музыка природы неразрывно связана с музыкой души».

Мотив любви к природе занимал важное место в русской культуре в целом:

Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты,
К Познанью нет пути нам без пути к свободе,
Труда — без творческой мечты.

Полонскому принадлежит «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит…»), ставшая знаменитым романсом.

С творчеством А. Н. Майкова связано течение искусства ради искусства, которое было реакцией на гражданскую поэзию А. Н. Некрасова и его последователей и, в свою очередь, послужило отправной точкой для формирования социальной концепции искусства Л. Н. Толстого.

В 1870—1880-е гг. возникает новое художественное течение — символизм. Теоретик символизма Д. С. Мережковский выделяет в нем три основные черты: мистическое сознание, расширение художественной впечатлительности, использование символов.

«Эта жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности характерная черта грядущей идеальной поэзии», — считает Мережковский.

Философские основы символизма заложены В. С. Соловьевым, который сам был не только философом, но также одним из первых поэтов-символистов.

Для символизма характер но соединение мгновения с вечностью, которое Константин Бальмонт выразил так:

Все, на чем печать мгновенья,
Брызжет светом откровенья,
Веет жизнью вечно цельной,
Дышит правдой запредельной.

В 1894—1895 гг. вышли два сборника «Русские символисты». Прилежный символист Валерий Брюсов работал во всех областях новой символической поэзии — от верлибра (белого стиха) до эпатажных одностиший («О, закрой свои бледные ноги»).

Признанный теоретик символизма, в статье «Ключи тайн» (1903) Брюсов писал: «Создания искусства — это приотворенные двери в Вечность… (Это потом философски обосновал П. А. Флоренский. — Л. Г.)

Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где прорывание за пределы познаваемого…»

Символизм перерос в мифотворчество, как в прямом смысле творения мифов у Вячеслава Иванова, так и в переносном смысле социалистического реализма как господствующего направления в советском искусстве.

К символистам относили и тех, кто потом склонился к декадентству, — Федора Сологуба (Ф. К. Тетерников;
1863—1927): «Я сокровенного все жду…» и Зинаиду Гиппиус (1869—1945): «Мне нужно то, чего на свете нет…».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)