Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека

Текущая организация сознания — внимание

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида.Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна: она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (на­пример, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека  проявляется в непроизвольных наплывах различных представлений; возникает ложная ориентировка в пространстве и времени; онейроидиое (сновидное) состояние — обильное всплывание фантастических сцен; сумеречное состояние сознания — непроизвольное блуждание, выполнение автоматизированных действий, использование предметов не по назначению; деперсонализация — восприятие себя как бы со стороны, нарушение «схемы тела» может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе, т. е. в подкорковой сфере мозга.
Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремле­ния индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.
Автоматизмы подсознательного уровня — это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).
Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач. В подсознание вытесняются и различные психические комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы Наполеона, нарциссизма, неполноцен­ ности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации; черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего нравственного уровня.
Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались.

Существует множество фактов, свидетельствующих о высо­кой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на опреде­ ленный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений. В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания.
Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно, также относится к проявлениям внесознательной сферы психики. Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психоло­гические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой кор­ректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, — оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.
Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное мо­жет вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласо­ванно, синергично или антагонистично, противоречиво, прояв­ляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности. Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, что и проявляется в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным меха­низмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационали­зации и регрессии.

3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влече­ний, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.
В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллек­ тивного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом.
Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивиду-ации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизволь­ ные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.
Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.
Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсозна­ние — «суперэго» — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к соци­ альному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духов­ная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоя­ щая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идей­ ной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания— сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.
Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886—1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Но-ракидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вы­ зывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.
Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
  • подсознательными, субъективно-эмоциональными;
  • сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции;
  • привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки, привычки;
  • сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой: они обеспечивают его целенаправленную деятельность.

Деятельность — специфически человеческая форма активно­сти. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной диффе-ренцированностью — осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом. В деятельности, ее объекте и результате происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели желаемого результата. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточен­ности на актуально значимых объектах, называется вниманием.

Направленность сознания — это отбор существенных для деятельности объектов; сосредоточенность — отвлечение от побочных раздражителей и централизация объекта деятельности в поле сознания. Уровень внимательности — показатель уровня деятельностнои организованности сознания, саморегуляции всей психической деятельности индивида.

Внимание, как функционирование сознания, связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступает в «роли стратега, то есть направителя и организатора, руководителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосредственного участия в самой схватке».
Внимание — проявление основных характеристик сознания: интенциональности, т. е. его направленности, и апперцептивности, т. е. зависимости отражения явлений действительности от общего содержания психики индивида. Человек способен сознательно отражать не только внешнюю, но и внутреннюю среду, свои психические состояния.
Внимание — универсальная форма ориентировочно-исследовательской деятельности.
При равнозначности объектов происходит периодическое колебание внимания — его флуктуация.

Нейрофизиологические основы внимания. Физиологическим механизмом организованности сознания является, по учению И.П. Павлова, функционирование очага оптимального возбуждения, или «доминанты», по терминологии А. А. Ухтомского. При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности. Внимание связано с врожденным ориентировочным рефлек­сом. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровож­дается соответствующей настройкой органов чувств, повыше­нием их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.

Виды внимания. Психические процессы могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от воли) направленность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли. Но основная форма организации психичес­ких процессов — произвольное (преднамеренное) внимание. Произвольное внимание связано с вычленением значимой информации. Способность произвольно направлять психическую деятельность — одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Различаются также внешненаправленное внимание — выделение значимых объектов во внешней среде — и внутринаправленое — выделение идеальных объектов из фонда самой психики. Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей психической деятельности (мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время).

Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его психические состояния, условия текущей деятельности.

Свойства внимания. К свойствам, или качествам, внимания относятся активность, направленность, объем, широта, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость.

Свойства внимания связаны со структурной организацией деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при первичной ориентации, когда предметы обстановки еще равнозначны, основной особенностью внимания является широта — равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.
Но устойчивость внимания приобретает существенное зна­чение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее зна­чимые для данной деятельности. В зависимости от этого психические процессы становятся более интенсивными, возрастает и объем внимания — количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Одновременно охватываются вниманием четыре-пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Он значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.

Направленность сознания на несколько одновременно воспринимаемых объектов, на параллельное выполнение нескольких действий — распределенность внимания. Начинающий водитель управляет автомобилем с напряжением: он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически.

Интенсивность направленности сознания на наиболее значимые объекты — концентрация внимания.

Качества внимания связаны с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности — силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — труднопереключаемо, недостаточно распределено.

Внимание и особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессиональной деятельности; они диагностируются специальными тестами.

Внимание — это текущая организованность сознания индивида. Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованность. Одним из состоя­ний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. (Имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания).

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздраителей.

Длительная непрерывная работа в одном направлении вызывает переутомление — нейрофизиологическое истощение. Пере­утомление сначала выражается в диффузной иррадиации (беспорядочном распространении) процесса возбуждения, наруше­нии дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возни­кает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть как в результате нервного пере­ напряжения, так и в условиях «сенсорного голода».

Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.

Завершая рассмотрение основных аспектов сознания, можно сделать следующие выводы.

Сознание — высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляция человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.

Функционирование сознания осуществляется в виде непрерывного потока взаимосвязанных ассоциированных психических образов, формирующихся в результате активного, деятель­ного взаимодействия человека с внешней средой. Сознание обладает рядом содержательных и процессуальных особенностей:

  • активностью, т. е. динамикой, обеспечивающей жизненно значимые связи индивида с действительностью;
  • интенциональностъю (предметной направленностью);
  • поленезависимостью — преимущественной ориентацией человека на общие эталоны и модели действительности;
  • рефлексивностью — способностью к самооценке, самоконтролю;
  • различными уровнями ясности и организованности. Наиболее устойчивые способы взаимодействия индивида со средой стереотипизируются, образуя его подсознание и сверхсознание.

По содержанию сознание людей находится под воздействием социально-исторических условий. Формируясь в процессе антропогенеза, все структуры сознания имеют социокультурный характер. Структуры индивидуального сознания формируются в раннем онтогенезе через присвоение ребенком (интериоризацию) структур внешней социально опосредованной деятельности.

Сознание и поведение. Сознание — понятийно-ценностный регуляционный механизм человеческого поведения — исполнительного звена его взаимодействия со средой.

Деятельность и поведение — сфера и проявления, и формирования сознания всей психики человека. Человек организует свои поведенческие акты, осознавая их смысл и значение, использует присвоенные им способы и приемы поведения. Многие из них в результате многократного использования транс­формируются в навыки, умения и привычки. Сознательно регу­лируя свое поведение, человек реализует необходимые для него цели, формирует программу своего поведения, определяет критерии его эффективности, сознательно ориентируется в условиях деятельности.

Механизмы психической регуляции поведения — основная стержневая проблема психологии. Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) — это процессы регуляции человеческого поведения, обеспечивающие прием и хранение информации, целенаправленное оперирование ею, принятия на этой основе необходимых решений, сличение достигаемых результатов с ранее сформированными эталонами.

Психология поведения неразрывно связана с психологией отражения действительности. Поведение — это лишь исполнительное звено сложного механизма взаимодействия человека с миром.

Психика человека имеет социокультурную основу. Однако функционирование психики человека осуществляется в естественном, нейрофизиологическом русле. Мозг человека — естественный отражательно-регуляционный субстрат его психики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)