Взаимосвязь с другими науками

Прежде всего, полагает упоминавшийся выше Дж. Матараццо, следует принять во внимание наиболее естественные и плодотворные связи психологии здоровья с другими психологическими дисциплинами. К ним относятся экспериментальная и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психология, психология развития, психофизиология и др. Есть общие точки пересечения с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой. Следующие четыре области, по мнению этого же автора, имеют особое значение в плане информационного насыщения психологии здоровья и определения ее исследовательского контекста.

  1. Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности; кроме того, принимаются во внимание время и территории распространения болезни. Затем они пытаются ответить на основной вопрос: почему то или иное заболевание распространяется именно так, а не иначе. Описывая полученные данные, эпидемиологи используют ряд основных понятий: смертность, заболеваемость, распространение, охват, эпидемия. Некоторые из этих терминов употребляются в сочетании со словом коэффициент , который придает их значению некоторую численную меру.
  2.  Другая дисциплина, имеющая большое значение для психологии здоровья, — общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье в контексте сообщества как социальной системы. Успешность реализации этих программ и особенности реагирования на них тех, для кого они предназначены, представляют большой интерес для специалистов по психологии здоровья.
  3. Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэкономические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.
  4. Медицинская антропология ориентирована на проведение кросс-культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней; как у них устроена система здравоохранения и др. Если бы психологи здоровья не располагали ответами на эти вопросы, их представления о здоровье и болезни были бы существенным образом ограничены.

Несмотря на изначальную преемственность психологии здоровья с психоаналитической и психосоматической традицией, а также ее «генетическую связь» с медициной, она, тем не менее, остается, как подчеркивает И. Н. Гурвич, прежде всего психологической наукой, основанной на общей теории психологии и тесно связанной с рядом ее отраслей. К ним относятся:

  • психофизиология;
  • детская и возрастная психология;
  • медицинская психология;
  • социальная психология;
  • инженерная и промышленная психология;
  • психология спорта;
  • авиационная психология;
  • дефектология.

Прямой интерес для психологии здоровья, продолжает автор, представляют различные разделы социологии: девиантное поведение, культура, массовая культура, социальная медицина и др.

Очевидна близость целей и задач исследования психологии здоровья и психогигиены. Некоторые авторы даже не склонны различать эти понятия, считая их синонимичными. Психогигиена определяется ими как наука об обеспечении и сохранении психического здоровья, т. е. наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает такие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена труда и обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного. И все-таки полное отождествление этих научных направлений нельзя признать оправданным. Понятие «психология здоровья» значительно шире, чем психогигиена или психопрофилактика. Психология здоровья включает теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний (нервно-психических, соматических), однако этим не ограничивается. В сферу ее интересов входят вопросы: создания личностных условий индивидуального развития; обеспечения психологической адаптации личности в обществе, что предусматривает развитие личностных свойств, которые нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей; самореализации и всестороннего совершенствования человека, повышения его качества жизни, в том числе оказания психологической помощи при завершении жизненного пути и ухода из жизни.

Представители валеологии предлагают в качестве синонимов «психологии здоровья» такие понятия, как валеопсихология, валеологическая психология. В соответствии с этой логикой сама психология здоровья трактуется как один из разделов валеологии, нацеленный на совершенствование механизмов психосаморегуляции д ля повышения психоэмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости и упрочения психического компонента здоровья. Несклонность отводить психологии здоровья основополагающую роль в ряду других научных дисциплин валеологического направления объясняется опасением абсолютизации психического компонента здоровья в отрыве от его материальной (соматической) основы. Надо заметить, что такая позиция не является общепринятой в самой валеологии. Уместно напомнить, как подходил к этому вопросу И. И. Брехман, который считается одним из основоположников валеологии. Он особо отмечал важность разработки эффективных методов обучения здоровью. Здесь, по его мнению, большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и «главным образом перед психологией». Так, Брехман писал: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место». И далее заключал: «Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осознания нового научного направления — психологии здоровья».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)