Воспитание, сущность и основы
В самом общем виде под «воспитанием» понимается «питание» материальное, а также духовный, культурный диалог «отцов» и «детей». Это непрерывный и вечный процесс. В воспитании заложен духовный смысл «вскармливания». Созидает человека воспитание.
Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов определили, что воспитание есть «…целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становление его социальности» [10, 22]. Н.В. Бордовская и А.А. Реан утверждают, что сущность воспитания «…заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого» [3, 33].
При этом мы обогатим содержание понятия «воспитание» и усилим его субъективную позицию тем, что будем рассматривать этот процесс как равноправное взаимодействие, при котором происходит взаимовлияние воспитателя и воспитуемого друг на друга. Если рассматривать категорию воспитания с современных позиций, используя синергетику, герменевтику, следует обратиться к работам В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой.
Под воспитанием они понимают «управление (мягкое) процессом формирования и развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого процесса условий». С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина определяют «воспитание» с точки зрения гуманистической педагогики: «Воспитание может быть рассмотрено и как совместная с учеником деятельность учителя, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл». И.З. Гликман дает другую точку зрения на понятие «воспитание».
По его мнению, это «преднамеренное создание или корректировка условий для формирования характера, воли, направленности личности и качеств личности человека». Интересным, на наш взгляд, и важным для нашего исследования является определение категории «воспитание», данное И.Г. Николаевым: «Воспитание – есть процесс целенаправленного создания условий для развития личности, формирующих ее «глубинные качества»: образ своего Я, личностные смыслы и личностные ориентации».
И как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуализация личности». Мы бы еще добавили в это определение и родителей как субъектов – участников этого взаимодействия. Представленные точки зрения на понятие «воспитание» раскрывают многообразие его содержания, определяя, что воспитание – это управление, формирование, совместная деятельность, корректировка условий, взаимодействие.
Все это не противоречит друг другу, а только лишь дополняет этот многогранный процесс. Таким образом, мы считаем, что воспитание как педагогическое явление имеет следующие составляющие: целенаправленность – постановка воспитательной цели как конечного результата педагогической деятельности, определение стратегических и тактических задач по ее реализации.
Конечная цель воспитания двуедина: освоение социокультурных ценностей общества; развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация;
динамичность понимается нами как педагогическое явление.
Система компонентов воспитательного процесса – динамичная структура; каждый из ее компонентов в достаточной степени динамичен:
- педагог как субъект педагогического процесса – непрерывно развивающаяся личность;
- воспитанник (учащийся) – постоянно развивающаяся личность, субъект и объект многообразных отношений с окружающей действительностью;
- родитель также является развивающейся личностью в процессе его жизнедеятельности; взаимодействие (это понятие будет нами подробно рассмотрено ниже) – процесс «обмена», общения между взаимодействующими субъектамиучастниками (ученик, педагог, родитель);
среда – создание оптимальных условий воспитания, воспитательного пространства. Основными направлениями деятельности педагога и родителя в создании воспитывающей среды должны стать: - усиление действий позитивных факторов среды;
- устранение или нейтрализация негативных факторов среды;
Содержание воспитания – сложный многофакторный компонент воспитательного процесса. Во-первых, ориентирует на организацию освоения социальных и культурных ценностей общества субъектов – участников образовательного взаимодействия (ученик, педагог, родитель). Во-вторых, направляет процесс воспитания на развитие индивидуальности воспитанника на основе его взаимодействия с педагогами и родителями, на становление его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе, на процесс самоактуализации всех участников воспитательной системы школы;
Кадры – важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: педагогами, воспитателями, руководителями кружков дополнительного образования, педагогами-психологами и др. Педагог нами рассматривается как фасилитатор (помощник), идущий рядом с ребенком.
Подводя итог анализу категории «воспитания», представим определение понятия «воспитание» из текста действующего Закона об Образовании в РФ «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Воспитательная работа – это организация воспитательной деятельности по ведению воспитательного процесса в условиях школы и др. Воспитание как педагогическая система состоит из объектов, а сама воспитательная система представляет некую теоретическую модель воспитания (рисунок 1). Можно предположить, что воспитание – это есть внешнее, извне «питание». Следовательно, самовоспитание – это есть «питание» изнутри, самостоятельное питание. Воспитание и самовоспитание составляют единое целое, неразрывное и интегрированное (рисунок 1).
Для профессионального понимания воспитания как педагогической системы важно различать воспитательную систему школы и систему воспитательной работы. Анализ этих понятий привел нас к следующим дефинициям (различиям) в этих категориях:
Воспитание осуществляется через воспитательный процесс, который понимается нами как целенаправленный процесс взаимодействия (индивидиндивид; индивид-группа; индивид-коллектив), это последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций. Под воспитательной ситуацией понимается конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.
Алгоритмы очень важны в методике воспитательной работы, они помогают педагогу четко увидеть: что, как, зачем и в какой последовательности необходимо применять в воспитательной работе в целях достижения поставленной цели. Методика воспитательной деятельности имеет три основные составляющие: воспитание в процессе обучения, внеучебная деятельность и стиль отношений (рис. 2).
Анализ определений понятий «метод воспитания» в различных его классификациях показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (когда преобладали методы убеждения и наказания) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание, саморазвитие, самоанализ. Это признаки гуманистической теории воспитания.
Под воспитанием, сегодня с позиций идей научной школы Академика Л.И. Новиковой понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
личностного роста и творческого самовыражения личности обучающегося
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу