Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления

Проблему можно поставить и сформулировать различными способами. Это может быть просто констатация объекта исследований в терминах его названия или специфики. Например, персонал управления, мотивация производительной деятельности и пр. Но такая постановка проблемы не всегда способствует кон­центрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.

Постановка проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению о ее содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в ви­де суждения. Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос.

Вообще вопрос имеет две функции: коммуникативную и исследователь­скую. Вопрос в исследовательской деятельности выступает так же, как сред­ство информационного поиска.

Можно сказать, что существуют исследовательские вопросы, они-то и являются приемами постановки проблемы.

Необходимо знать логическую структуру исследовательского вопроса. В каждом вопросе, кроме вопросительного знака, можно выделить две части: вопросительное слово или частицу (какое, что, почему и пр.) и ту часть, ко­торая характеризует область исследования и должна войти в предполагаемый ответ.

Примерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие.

  1. Как отражает система управления потребности и условия развития фирмы?
  2. Почему фирма теряет позиции в конкурентной борьбе?
  3. Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?
  4. Как разработать стратегию?

Существует две группы вопросов: категориальные, в которых вопроситель­ные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности, и пропозициональные, в которых основная часть сохраняется не­изменной и которые требуют лишь подтверждения или отвержения ее. В вопро­сах последнего типа как бы заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе исследования надо либо подтвердить, либо отвергнуть.

Существует принцип корректной постановки исследовательского вопро­са: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки.

Причины появления некорректных вопросов различны. Это и стереотипы мышления, и поверхностное отношение к формулированию проблемы, и не­добросовестное отношение к исследованию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)