Виды и свойства информации

Информацию можно упорядочить по ряду признаков, т.е. провести ее классификацию.

В связи с этим, информация может быть классифицирована следующим образом:

  • По способам восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая.
  • По форме представления: буквенная, цифровая, графическая, кодированная, комбинированная.
  • По форме передачи: вербальная (словесная, звуковая), невербальная (представленная на определенном носителе: бумаге, дискете и т.д.), письменная, печатная, телефонная, электронная, спутниковая и т.д.
  • По назначению: экономическая, техническая, социальная, организационная и т.д.
  • По общественному значению:
  • Массовая – обыденная, общественно–политическая, эстетическая.
  • Личная – знания, интуиция.
  • Специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.
  • По изменчивости во времени: условно–постоянная (например, место жительства человека), условно–переменная (например, последовательность календарных месяцев), постоянная (например, дата рождения человека), переменная.
  • По режиму передачи от одного потребителя информации другому: в произвольные сроки, по запросу, принудительно в определенные сроки.

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Информация отличается от других объектов природы и общества характерной особенностью: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

Можно выделить 3 группы свойств информации:

  • Атрибутивные свойства – свойства, без которых информация не существует.
  • Прагматические свойства – свойства, которые характеризуют степень полезности информации для пользователя, потребителя и практики.
  • Динамические свойства – свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.

Рассмотрим подробнее указанные группы свойств информации. Атрибутивные свойства информации Дискретность. Информацию характеризуют отдельные фактические данные, закономерности и свойства изучаемых объектов, которые распространяются в виде различных сообщений, состоящих из линии, составного цвета, буквы, цифры, символа, знака. Неотрывность информации от физического носителя и языковая природа информации. Однако информация не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем.

Непрерывность. Информация имеет свойство сливаться с уже зафиксированной и накопленной ранее, тем самым способствуя поступательному развитию и накоплению. Передаваемость информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследована в рамках теории информации К. Шеннона. В данном случае имеется в виду несколько иной аспект: способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» другой системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. при копировании информация остается тождественной самой себе.

Преобразуемость – фундаментальное свойство информации. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)