Вид примирительной процедуры

Его стороны определяют исходя из собственных представлений о целесообразности проведения той или иной процедуры и, как указывалось выше, могут выбрать примирительную процедуру с участием либо без участия примирителя.

Круг разновидностей примирительных процедур без участия примирителя достаточно узок: в него можно включить, например, неоднократно упоминавшиеся ранее непосредственные переговоры сторон и претензионный порядок урегулирования споров.

Противоположным будет утверждение в отношении примирительных процедур с участием примирителя. Зарубежной практикой выработано достаточно большое количество их разновидностей, которые можно объединить в две основные группы .

Это процедуры, в которых примиритель:

  • способствует достижению урегулирования спора;
  • дает оценку фактам, приведшим к спору или характеризующим его.

К первой группе процедур можно отнести, в частности:

  • председательство на мини-суде, когда примиритель председательствует на мини-суде, под которым понимается рассмотрение спора руководством спорящих компаний (эта процедура в литературе признается промежуточной между арбитражем и примирительной процедурой). В этой процедуре комиссия, состоящая из руководства спорящих компаний и возглавляемая примирителем, получает информацию о сути спора, излагаемую специалистами с обеих сторон.

Руководители после заслушивания специалистов относительно сути спора ведут переговоры по этому спору, получив объективную (двустороннюю) оценку о причинах этого спора и уяснив предложения специалистов о выходе из сложившегося конфликта. Задача примирителя – руководство ходом процедуры, контроль за взаимодействием сторон и помощь комиссии в выявлении предмета спора и сглаживании конфликта;

  • консультирование на переговорах, когда примиритель работает над субъективной стороной конфликта (негативными представлениями сторон друг о друге, враждебными намерениями и поведением), преодолевая агрессивность сторон;
  • омбудсменство, когда неофициальное лицо выступает в роли примирителя в какой-либо организации, что предусматривает рассмотрение устных и письменных жалоб, предоставление информации по запросам, изучение обстоятельств возникшего внутри организации спора, а также разъяснение внутренних правил организации и т.д.;
  • структурированное посредничество, когда примиритель поочередно работает со сторонами, координируя предоставление информации и контролируя взаимодействие сторон;
  • посредничество с позиции силы, когда примиритель обладает возможностью оказывать на спорящие стороны воздействие (например, такое воздействие может оказывать юридическое лицо на лиц, подконтрольных ему или зависимых от него);
  • председательство на переговорах сторон, когда примиритель только председательствует на переговорах сторон;
  • фасилитаторство (от англ. facilitate – облегчить), когда примиритель только содействует в организации переговоров и проведении встреч спорящих сторон, не принимая участия в самих переговорах и выработке решений.

Ко второй группе примирительных процедур относятся, например:

  • оценочное посредничество, когда примиритель по просьбе спорящих сторон дает оценку правильности занятых ими позиций в данном конкретном споре;
  • независимая юридическая оценка, когда в роли примирителя выступает опытный юрист – авторитетный эксперт в соответствующей области права, который исследует факты коммерческого спора. Эксперт-юрист дает свое заключение (не имеющее обязательной силы, если стороны прямо не договорились об ином) по поводу обоснованности позиций спорящих сторон и возможных шансах на успех судебного разбирательства в государственном или третейском суде;
  • независимое экспертное заключение, когда примиритель – специалист в технической, финансовой или иной сфере – высказывает свое мнение по имеющему важное (даже решающее) значение для урегулирования спора неправовому вопросу, по которому он является экспертом.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)