Василий Васильевич Кандинский

Первые абстрактные акварели Кандинский создал около 1910 г. и в том же году написал программный трактат «О духовном в искусстве», в котором теоретически обосновал свои взгляды.

Его не случайно считают основателем абстракционизма как направления в живописи, принципиально изменившего философию искусства. Он не только крупный художник-новатор, но и теоретик нового подхода к творчеству.

Кандинский впитал в себя традицию современной западной живописи, идущую от импрессионизма через экспрессионизм к беспредметности. Для него главным стало сочетание линий с разными цветами. Путь эмансипации от формы и реальности он прошел до конца и стал первым абстракционистом.

Этот вывод иллюстрируют композиции Кандинского, в которых преобладают разум, сознание, намеренность, целесообразность, но решающее значение всегда придается не расчету, а чувству.

В 1913 г. Казимир Северинович Малевич (1878—1935) основал супрематизм (от лат. supremus — наивысший), аналог акмеизма в поэзии. Первой супрематической работой он считал «Черный квадрат», который может рассматриваться и как символ смерти, небытия.

Это первый шаг творчества чистого интуитивного разума. В отличие от экспрессивного абстракционизма Кандинского супрематические композиции представляют собой сочетание простейших геометрических фигур, т.е. продолжение кубизма.

В революцию в живописи начала XX в. русские художники-авангардисты внесли свой весомый вклад.
«Бубновый валет» просуществовал до 1917 г. — переломного года для русской культуры.

Из этого объединения, считавшего своей целью искание наиболее выразительных форм живописного отображения окружающей действительности, вышли самобытные художники, составившие славу русского искусства XX в. Продолжением «Бубнового валета» после Октябрьской революции стала группа «Бытие», куда вошли П. П. Кончаловский, А. А. Осьмёркин (1892— 1953), И. И. Машков, А. В. Лентулов с их жирными красками и размашистой кистью. Живописные букеты Лентулова и Машкова трудно забыть.

В 1925 г. возникает Общество художников-станковитов (ОСТ) с машинизмом Александра Александровича Дейнеки (1899—1969) и динамикой движений Юрия Ивановича Пименова (1903—1977), обладающего необыкновенной выразительностью, почти фотографичностью. Их живопись скорее графично-линейна, чем живописна.

В 1928 г. в Общество московских художников (О MX) объединились P. Р. Фальк, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский. Большая группа художников эмигрировала из России: Ф. А. Малявин, К. А. Коровин, И. Я. Билибин, С. Ю. Судейкин, Б. Д. Григорьев, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, М. Ф. Ларионов, H. С. Гончарова. Остался жить в Финляндии И. Е. Репин.

В годы Гражданской войны совершенствовалось искусство плаката («Окна РОСТа»), значение которого подчеркивалось ЛЕФом («Левый фронт искусств»), возглавляемым В. В. Маяковским.

В Москве работала школа граверов во главе с Владимиром Андреевичем Фаворским (1886—1964). Продолжением «абрамцевских идей» стало «искусство вещи» — требование внедрять искусство в промышленный быт.

В начале 1930-х гг. все творческие группировки были распущены, а художники, как и писатели, объединены в единый Союз с одним творческим методом — соцреализмом.

Религиозный живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) сосредоточился на портрете, его молодой последователь Павел Дмитриевич Корин (1892—1967), отказавшись от масштабного замысла картины «Русь уходящая», выполнил замечательные мозаичные работы в строящемся московском метрополитене.

Часть художников ушла в пейзаж. К направлению «интимного пейзажа», соединившего верность реализму с передачей субъективного настроения, принадлежал Борис Михайлович Кустодиев (1878— 1927).

Некоторые оригинальные художники остались вне каких-либо направлений, как, например, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939), еще в 1912 г. создавший шедевр «Купание красного коня», в котором чувствовалось влияние средневековой иконописи, и ни на кого не похожий Павел Филонов, не переживший ленинградскую блокаду.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)