Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии со ст. 122 СК РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения обеспечивает устройство ребенка в семью по месту его фактического проживания.

Если не представляется возможным решить этот вопрос, то сведения о ребенке направляются органами опеки и попечительства в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных).

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти (Министерство образования и науки РФ), ведущий централизованный учет (федеральный банк данных).
Основная цель формирования регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – оказание содействия в поиске каждому ребенку семьи на территории РФ.

Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”, а также приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482, устанавливающим порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В статье 3 названного Закона целями создания государственного банка данных о таких детях названы: осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказание содействия в устройстве таких детей в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории; создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

В статье 4 Закона устанавливаются следующие обязательные требования к формированию и использованию государственного банка данных о детях:

  • стандартизация документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и ее программно-техническое обеспечение (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления информации) в целях создания единой коммуникационной среды региональных банков данных о детях и федерального банка данных о них;
  • защита документированной информации от утечки, хищения, утраты, подделки, искажения и несанкционированного доступа к ней и другие требования.

Государственный банк данных о детях формируется как информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, с учетом ст. 122 СК РФ.
Федеральный закон “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей” содержит подробное описание требований, предъявляемых к документированной информации (ст. 6 и 7).

На каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также на граждан, желающих принять на воспитание детей в свои семьи, заполняются анкеты установленной формы.

В соответствии с российским законодательством в области информации, информатизации и защиты информации “анкета ребенка” и “анкета гражданина” относятся к конфиденциальной информации. Использование федеральным и региональными операторами информации о детях-сиротах в коммерческих целях не допускается.

При нахождении семьи, желающей принять ребенка, непосредственное устройство ребенка осуществляет только орган опеки и попечительства. Региональные и федеральные органы исполнительной власти не вправе подменять органы опеки и попечительства в установлении факта, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам или нет.

В российском законодательстве предусмотрены следующие формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья и детский дом семейного типа как разновидность приемной семьи. Законодательство субъектов РФ может предусматривать иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, практика показывает, что предусмотренная в федеральном законодательстве возможность установления в законодательстве субъектов РФ иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда положительно реализуется региональным законодателем.

Примером подобной ситуации является выделение в качестве иной формы устройства детей патроната несовершеннолетних (патронатная семья, патронажная семья, семья патронатных воспитателей). При этом региональный институт “патроната” в большинстве случаев подменяет институт “приемной семьи” с уменьшением объема предусмотренных федеральным законом компенсаций и льгот*(66).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)