Учет денежных средств

Учет денежных средств, составляющих общее имущество товарищей, должен вестись обособленно от учета денежных средств каждого участника договора совместной деятельности. Это норма действует и в отношении собственных денежных средств участника договора простого товарищества, ведущего общие дела. Следовательно, не допускается совместный учет денежных средств товарищей на одном расчетном счете или в одном денежном ящике.

Согласно письму Минфина России от 28.02.2002 № 16-00-14/74 «О порядке учета денежных средств, внесенных участниками договора простого товарищества» такое имущество учитывается по правилам бухгалтерского учета, установленным для отражения операций по договору простого товарищества, на обособленном балансе, активы и пассивы которого не включаются в самостоятельные балансы участников договора простого товарищества.

Таким образом, денежные средства, составляющие общее имущество товарищей, должны учитываться обособленно от денежных средств участника договора простого товарищества, в том числе товарища, ведущего общие дела. Можно предположить, что данные разъяснения позволяют организации открывать отдельный расчетный счет для размещения средств простого товарищества.

При этом кассовые операции должны вестись и отражаться на счетах бухгалтерского учета в общеустановленном порядке, а контроль за ведением кассовых операций простого товарищества должен осуществляться в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40. При этом может вестись отдельная кассовая книга по наличным денежным средствам образованного простого товарищества.

Как указано в п. 2 указаний Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», организациям можно расходовать наличные деньги, поступившие в кассу за проданные товары, выполненные ими работы и оказанные услуги, а также страховые премии только на следующие цели:

  • заработную плату и иные выплаты работникам (в том числе социального характера);
  • стипендии;
  • командировочные расходы;
  • оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
  • выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.

При осуществлении вышеуказанных расчетов организации должны соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в размере 100 000 руб. в рамках одного заключенного договора.

Интересно
Также необходимо учитывать, что исходя из требований Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997 № 47, решение о расходовании денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков. Для этого следует ежегодно представлять в любое обслуживающее учреждение банка письменное заявление и расчет по форме № 0408020, утвержденной вышеуказанным Положением о наличном обращении.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон о ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должна использоваться контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее – Государственный реестр).

В соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утверждено постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171.

Переход на упрощенную систему налогообложения и (или) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождает от применения ККТ или бланков строгой отчетности.

Исходя из положений ст. 3 Закона о ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации должны применяться модели ККТ, включенные в Государственный реестр, ведение которого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 285 осуществляется Роспромом.

При этом в настоящее время наряду с ККТ, оснащенной фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение ЭВМ, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.

Государственный реестр, а также вносимые в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию. Информация о включенных в Государственный реестр сведениях размещается также на сайте Роспрома ( www.rоsрrоm.gоv.ru ), в газете «Промышленный еженедельник» и в журнале «Энергетика. Промышленность. Регионы».

В соответствии с требованиями ст. 5 Закона о ККТ все организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:

  • осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах (в настоящее время осуществляется в соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36);
  • применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
  • выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
  • обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им вышеуказанную документацию;
  • производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

До принятия соответствующих нормативных актов в соответствии с Законом о ККТ применение ККТ осуществляется в настоящее время организациями в соответствии с Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, которое утверждено постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, а также Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, которые доведены до заинтересованных лиц письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104.

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.

Вышеуказанное Положение определяет требования, предъявляемые к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации.

В соответствии с Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, разрешено применение только исправной, опломбированной в установленном порядке ККТ, включенной в Государственный реестр, которая зарегистрирована в налоговых органах и соответствует требованиям, действовавшим при регистрации данной техники в налоговых органах, а также документации к ней.

Наряду с тем что марка используемой ККТ должна содержаться в Государственном реестре, ККТ также должна:

  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте согласно установленным техническим характеристикам и параметрам функционирования;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме;
  • регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • иметь часы реального времени согласно установленным техническим характеристикам и параметрам функционирования;
  • быть исправной;
  • обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
  • соответствовать образцу, представленному в Роспром при внесении сведений о модели ККТ в Государственный реестр;
  • иметь паспорт установленного образца;
  • иметь идентификационный знак установленного образца;
  • иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
  • иметь знак «Государственныйреестр» установленного образца;
  • иметь знак «Сервисноеобслуживание» установленного образца.

Соответствующие технические характеристики и параметры функционирования ККТ утверждаются Минпромэнерго России по согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России и ФСБ России.

Согласно установленному правилу если какая-либо модель ККТ будет исключена из Государственного реестра, данные аппараты могут применяться вплоть до истечения нормативного срока амортизации. Такие аппараты должны соответствовать требованиям, действовавшим при включении соответствующей модели в Государственный реестр.

Организации обязаны беспрепятственно допускать сотрудников налоговых органов к проверке ККТ и документации на нее, производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Ежегодно на ККТ уполномоченными органами технической поддержки или поставщиками должен наноситься знак «Сервисноеобслуживание» . При осуществлении проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания на кассовые аппараты должна быть наклеена марка-пломба.

Интересно
В любом случае техническая поддержка, а также нанесение на ККТ знака «Сервисноеобслуживание» , наклеивание марок-пломб, введение в фискальную память информации при регистрации или перерегистрации ККТ, замена накопителей фискальной памяти могут осуществляться только поставщиком или центром технического обслуживания. При введении информации в фискальную память и замене накопителей должны присутствовать сотрудники налоговых органов.

Организация должна хранить всю документацию, связанную с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ, в течение не менее пяти лет с даты окончания использования кассовых аппаратов.

Для регистрации ККТ организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения заявление о регистрации, к которому она должна приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке.

Решение о регистрации ККТ принимается налоговым органом в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов. Пользователю-заявителю выдается карточка регистрации ККТ, а также возвращаются документы, приложенные к заявлению.

Соответствующие заявления должны подаваться также на перерегистрацию и снятие ККТ с учета. О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации кассовых аппаратов должны оформляться отметки в паспорте ККТ, которые заверяются печатью налогового органа.

Статьей 3 Закона о ККТ определено, что в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт могут осуществляться без применения ККТ при ведении следующих видов деятельности:

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа лотерейных билетов;
  • продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, также могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Пунктом 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 июня 2008 года.

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее – бланки).

Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт должны использовать ККТ.

К таким случаям относятся:

  • оказание транспортных услуг населению автомобилями – такси индивидуального пользования, маршрутными такси городского, пригородного и международного сообщения (см. письма Минфина России от 19.05.1999 № 16-00-24-58, от 13.10.2004 № 07-05-24/22);
  • получение денежных средств от страхового агента, действующего по поручению и от имени страховой организации (письмо Минфина России от 19.11.2004 № 03-01-20/2-37);
  • оказание платных услуг населению в области бухгалтерского учета и налогообложения (письмо МНС России от 31.05.2004 № 33-0-14/335 «О применении контрольно-кассовой техники»);
  • оказание услуг образовательными учреждениями (письмо МНС России от 19.03.2004 № 33-0-14/225 «О применении контрольно-кассовой техники»);
  • оказание платных юридических услуг, за исключением услуг, оказываемых судебно-экспертными учреждениями Минюста России (см. письмо МНС России от 24.08.2004 № 33-0-09/524 «О применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности»).

ККТ подлежит применению и в случае, если наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Положения Закона о ККТ не применяются к правоотношениям, связанным с оплатой нотариальных действий, на что обращено внимание в письме Минфина России от 24.10.2003 № 16-00-24/45. Документ, подтверждающий оплату нотариальных действий, может быть составлен в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Не требуется обязательного применения ККТ при возврате в кассу организации денежных средств, принадлежащих этой организации, от подотчетного физического лица – работника этой организации (см. письмо МНС России от 16.09.2004 № 33-0-11/585@).

Если организация или индивидуальный предприниматель являются получателями наличных денежных средств в результате совершения операций, не связанных с продажей товаров или оказанием услуг, они не должны применять ККТ, в том числе при возврате подотчетных сумм, возврате заемщиком суммы беспроцентного займа; получении безвозмездной благотворительной помощи, если получение этой помощи не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги (см. письмо ФНС России от 02.11.2004 № 33-0-09/691 «О применении ККТ»).

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, наказывается административным штрафом, налагаемым на должностных лиц в размере от 4000 руб. до 5000 руб., а на юридических лиц – от 40 000 руб. до 50 000 руб.

За неустановление лимита кассы ответственность не предусмотрена. Однако, как отмечалось ранее, согласно Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации по предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка кассы ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием денежная наличность – сверхлимитной. Не установлены штрафные санкции также за нецелевое использование полученных наличных денег (за исключением бюджетных учреждений в части бюджетных средств).

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККТ влечет согласно ст. 14.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 руб. до 2000 руб., на должностных лиц – от 3000 руб. до 4000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 руб. до 40 000 руб.

Порядок применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, разъяснен в постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин».

Как следует из данного постановления, под неприменением ККТ следует понимать:

  • фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. 4 и 5 Закона о ККТ);
  • использование ККТ, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона о ККТ). При этом следует учитывать, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;
  • использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона о ККТ);
  • использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы центра технического обслуживания в силу ст. 4 и 5 Закона о ККТ является обязательным условием допуска ККТ к применению);
  • пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

В соответствии со ст. 1 Закона о ККТ наряду с ККТ, оснащенной фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение ЭВМ, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.

В случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе о ККТ видов ККТ вышеназванные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение ККТ.

В соответствии со ст. 7 Закона о ККТ контроль за применением ККТ осуществляется налоговыми органами, в полномочия которых входят:

  • контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона о ККТ;
  • контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, истребование необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • осуществление проверок выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • наложение штрафов в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона о ККТ.

Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением утверждены Госналогслужбой России и ДНП России 29.07.1994, 03.08.1994 № НИ-6-14/281, ВЯ-1155.

Контроль со стороны кредитных организаций за соблюдением организациями правил работы с денежной наличностью отменен в соответствии с письмом Банка России от 15.09.2004 № 04-15-5/3571.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)