Учебник и его дидактическая характеристика

Среди многообразия учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе того или иного предмета. Учебник является также важнейшим средством организации учебного процесса при самостоятельном обучении.

Учебники писали известные педагоги и просветители — Я.А. Коменский, А. Дистервег, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Бунаков, Д.И, Тихомиров и др. К учебнику во все времена предъявлялись особые требования.

Н.К. Крупская в своей статье «Какой нам нужен учебник» называла следующие требования, предъявляемые к учебнику: ценность фактического материала, который необходимо усвоить; его научность; связь излагаемых фактов с живыми образами, их взаимосвязь и систематизация; связь излагаемых знаний с жизнью и другие.

Она писала: «Учебник должен прийти на помощь учителю. Он должен помочь учащемуся самостоятельно учиться из книг, учиться без помощи учителя. Этому научить важнее всего. Жизнь меняется с каждым днем. Никакой Госиздат не в силах за ней угнаться. Нельзя требовать от учебников, чтобы они давали исчерпывающий материал.

Надо требовать, чтобы они давали основное, давали то, что помогает разбираться в новых фактах и явлениях».

Современные требования, предъявляемые к учебнику, многогранны и противоречивы. Так, он должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным, кратким, доступным, одновременно стабильным и вариативным, должен обеспечивать полное усвоение учащимися учебного материала.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения. Д.Д.Зуев выделил и описал функции школьного учебника.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира.

Реализация этой функции связана с ориентацией его на требования, предъявляемые к учебным программам: полное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.

Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой.

Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является также оптимальная активизация учения школьников путем введения проблемности, эмоциональной выразительности.

Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, а формирование у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.

Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Эта функция представлена еще и тем, что в содержание учебного предмета входят основы наук, а не сами науки.

Координирующая функция заключается в привлечении в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духовно-ценностном влиянии его содержания на учащихся.

И.П. Подласый называет три дидактические функции учебника:

  • мотивационную, заключающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
  • информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
  • контрольно-корректирующую (тренировочную), предполагающую возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Д.Д. Зуев в структуре учебника выделяет тексты как главный компонент, которые подразделяются на тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения и внетекстовые вспомогательные компоненты.К ним относятся:

  1. Аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения).
  2. Собственно иллюстративный материал.
  3. Аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавления, указатели.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)