Цели и задачи судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов. Как любой другой вид судебной экспертизы, она имеет конкретные цели и задачи. При этом необходимо отметить, что цели и задачи — понятия неидентичные.

Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследо­вание и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда. Эксперт своим заключением помогает следова­телю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

Как отмечает В.В. Романов, «основная цель судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком ис­следовании специальных вопросов психологического содержа­ния, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, яв­ляющимся составным элементом, входящим в предмет доказы­вания гражданских споров, а также в исследовании психологи­ческого содержания целого ряда юридических, правовых поня­тий, содержащихся в законе».

М.В. Костицкий полагает, что целью судебно-психологической экспертизы является необходимость получения объективной, незаинтересованной оценки принятого решения, совершенного действия, выраженного направления, их настоя­щего или перспективного качества, эффективности; способность дать объективную, беспристрастную и принципиальную оценку конфликту, спору, его предмету, решить насущные задачи с помощью психологических знаний.

Основные задачи психологической экспертизы конкретизируют­ся в зависимости от вида экспертизы и объекта исследования. А.О. Экменчи относил к задачам судебно-психологической экспертизы вопросы: психологической мотивации действий под­судимых, потерпевших или свидетелей; установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по пси­хологическим мотивам; психологической оценки личности под­судимого и его социальных установок; психологии несовершен­нолетних участников процесса.

Ю.М. Грошовой к задачам судебно-психологической экс­пертизы относит установление длительности и тяжести сильного душевного волнения, исследование специфики длительного и интенсивного воздействия неблагоприятных факторов на чело­века и проявления их в изменении его функций (физиологиче­ских и психологических), а также определение отсталости в ум­ственном развитии несовершеннолетнего обвиняемого вследствие влияния неблагоприятных внешних факторов, выяснение субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела.

Б. Петелин в ряде публикаций, посвященных психоло­гической экспертизе, указывал, что к задачам судебно-психо­логической экспертизы следует отнести:

  • установление физиологического аффекта;
  • определение степени умственного разви­тия несовершеннолетнего, связанного не с душевным заболева­нием, а с особенностями формирования его психики;
  • установ­ление индивидуальных особенностей познавательной деятельно­сти участников процесса, присущих лицу форм эмоциональных реакций;
  • оценку всей совокупности психологических особенно­стей личности для понимания ее поведения в экстремальной обстановке;
  • дачу общей психологической характеристики инди­видуально-психологических особенностей, имеющих значение для правильного рассмотрения дела;
  • определение способности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей правильно воспринимать событие и отдельные его обстоятельства;
  • установле­ние склонности несовершеннолетнего к фантазированию, по­вышенной внушаемости, индивидуальных особенностей позна­вательных процессов такого несовершеннолетнего;
  • определение психических свойств личности подсудимого (психически здоро­вого) и их влияния на психологический механизм совершенного им правонарушения.

Приведенный перечень задач не является исчерпывающим. Очевидно, что с развитием психологии круг задач, предназначенных для разрешения психологической экс­пертизой, будет расширяться до пределов, установленных юри­дическим критерием.

С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы.

  1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Поводами для назначения судебно-психологической экспер­тизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о ма­лолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и да­вать о них показания, основанные на оценке условий воспри­ятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повы­шенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.

  1. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение со­вершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

Наиболее распространенными поводами для назначения су­дебно-психологической экспертизы для решения этой задачи яв­ляются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на слу­чившееся; предположение относительно не связанного с психиче­скими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенно­стях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, за­стенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.

  1. Установление способности отстающих в психическом раз­витии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать зна­чение своих действий и определение степени способности их руко­водить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запу­щенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.

  1. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в мо­мент совершения противоправных действий состояния физиологи­ческого аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.

Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отри­цательных эмоциональных переживаний, возникновению стой­ких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов по­ведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые инте­ресы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, го­лоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания об­виняемым отдельных элементов ситуации преступления

  1. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшест­вовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержа­ние конкретной ситуации и на способность произвольно регулиро­вать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.
  2. Установление возможности возникновения у субъекта раз­личных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или за­трудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).

К поводам для назначения судебно-психологической экс­пертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предпо­ложения о том, что требования ситуации превышали индиви­дуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоциональ­ного напряжения, состояния растерянности и других психо­логических факторов.

  1. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предраспола­гавшего к самоубийству.

Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если след­ственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении пред­положения относительно инсценирования самоубийства.

  1. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

Выяснение субъективной стороны преступления иногда ос­ложняется трудностями в установлении психологических моти­вов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т. п., связи этих осо­бенностей с противоправными поступками.
В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специаль­ных психологических знаний и методов «психологического портрета» испытуемого. Одним из первых средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое ис­следование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что «психологический портрет» испытуемого не может быть абсо­лютно полным, в нем обычно представлены лишь некоторые стороны психики личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)