Цель, задачи и особенности аудита импортных операций

Аудит импортных операций является важным направлением аудита внешнеэкономической деятельности. Проверка данного участка требует особого внимания, так как зачастую кредиторская задолженность перед поставщиками по внешнеэкономическим операциям отражена в бухгалтерском учете некорректно либо раскрыта не полностью.

Интересно
В процессе аудиторской проверки аудитору важно установить не только факт достоверности отражения в бухгалтерском учете и отчетности импортных операций, но и факт соответствия их нормам таможенного, валютного и налогового законодательства, а также сделать вывод о надежности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.

Аудит импортных операций целесообразно осуществлять на основе сплошной документальной проверки по причине отсутствия типовых и повторяющихся хозяйственных ситуаций. Содержание аудита импортных операций включает в себя большой круг задач, определяющих целевую направленность проверки. Для их реализации от организации-импортера и аудитора требуется наличие специальных знаний в области гражданского и международного права, таможенного, валютного и налогового законодательства.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (в ред. от 26.11.2019 №378-ФЗ) «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Цель аудита фактов хозяйственной деятельности импорта товаров, продукции, работ, услуг – формирование объективного независимого мнения о достоверности отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности операций, осуществляемых по импорту, и соответствии применяемой в организации методики бухгалтерского и налогового учета нормам действующего законодательства.

Применительно к импортным операциям под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет ее пользователю на основании данных, отраженных в этой отчетности, делать правильные выводы о полученных организацией результатах деятельности, ее финансовом и имущественном положении и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.

Исходя из цели аудита импортных операций, в ходе проверки должны быть решены следующие задачи:

  • правовое регулирование импортных операций и соответствие их содержания действующему законодательству Российской Федерации;
  • полнота, достоверность и надежность системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с соблюдением принятых в Российской Федерации допущений и требований;
  • надежность и эффективность системы внутреннего контроля, ее гибкость и действенность в отношении импортных операций. Выделенные задачи могут конкретизироваться в зависимости от вида импортных операций, особенностей их проведения по всем этапам прохождения сделки и учетного процесса.

С точки зрения целесообразности осуществления проверки импортных операций как объект аудита их следует разделить на две составляющие:

  • аудит материальных активов (товары, материалы, оборудование, другие ценности);
  • аудит нематериальных ценностей (выполненные работы, оказанные услуги).

В основе такого разделения – физические свойства: т.е. материальные активы имеют вещное воплощение, а у нематериальных наблюдается его отсутствие. Такая классификация необходима для определения детализированных задач аудита, учитывающих специфику и экономическое содержание каждой сделки.

Аудитору, исходя из оптимизации его предпринимательской деятельности, необходимо определить целесообразность применения выборочной проверки. Данное положение отражено в международном стандарте аудита (МСА) 530 «Аудиторская выборка».

У аудитора существует три возможности при приведении аудиторских процедур:

  • тобрать все элементы (сплошная проверка);
  • отобрать отдельные элементы (аудиторская выборка).

Сплошная проверка применяется при небольшом количестве совокупности, высоком риске средств внутреннего контроля и повторяющемся характере расчетов.

Аудиторская выборка (выборка) – применение аудиторских процедур к менее чем 100% значимых для аудита элементов генеральной совокупности таким образом, чтобы все элементы выборки могли быть включены в выборку и у аудитора появились достаточные основания для формирования выводов обо всей генеральной совокупности.

Формирование аудиторской выборки должно осуществляться с учетом требований МСА 530. Элементами выборки могут быть физические элементы (например, счета-фактуры или остатки по счетам кредиторской задолженности) или денежные единицы. Аудиторская выборка может осуществляться с использованием методов формирования нестатистической либо статистической выборки.

При использовании метода статистической выборки отбор элементов выборки производится таким образом, чтобы по каждому элементу имелась известная вероятность включения в выборку. При использовании метода нестатистической выборки для отбора элементов выборки используется профессиональное суждение. Основными методами, используемыми при отборе элементов, являются случайный отбор, систематический отбор и произвольный отбор.

При незначительном количестве импортных поставок наиболее целесообразным является сплошная проверка всех этих импортных операций в соответствии с программой аудита.

К источникам информации для проведения аудита учета импортных операций относятся:

  • законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие отношения импортеров с субъектами внешнеэкономической деятельности, банковскими учреждениями, государственными органами;
  • таможенная документация, техническая документация (технический паспорт машин и оборудования) контракты, арбитражная документация;
  • договорная и организационно-распорядительная документация;
  • товаросопроводительная документация (сертификат о качестве товара), спецификация, упаковочный лист, транспортная, экспедиторская и страховая документация;
  • производственно-финансовые планы, бизнес-планы;
  • складская документация, счет-фактура, лицензия в случае экспорта товара (если товар является лицензионным);
  • данные оперативного учета и отчетности;
  • банковская документация, заявление на перевозки валюты, документы о недостаче и порче товара и др.

Программа аудита импортных операций предусматривают следующие специфические процедуры:

  • анализ документов (контрактов, инвойсов, коносаментов, международных товарно-транспортных накладных и пр.), которые подтверждают права клиента на отражение в бухгалтерском учете операций по формированию кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте;
  • проверка порядка формирования стоимости товарно-материальных ценностей, оборудования и прочих активов, приобретенных в результате совершения импортных операций;
  • проверка перехода права собственности при совершении внешнеэкономических операций (в соответствии с международным правом или импортными контрактами);
  • проверка существования, точности измерения и полноты отражения в учете сумм НДС, подлежащего уплате на таможне;
  • аудит импортных операций с участием посредника (комиссионера, агента и т.п.);
  • проверка порядка отражения задолженности перед таможенными органами по таможенным платежам;
  • проверка правоустанавливающих документов, своевременности отражения и стоимостной оценки сумм штрафных санкций, предусмотренных импортными контрактами.

Ввоз некоторых видов товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензий, выдаваемых в соответствии с перечнем товаров, подлежащих лицензированию.

Интересно
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. от 01.05.2019 № 83-ФЗ) квотируемые товары подлежат обязательному лицензированию. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

Особенностью импорта является то, что налогообложение импортной продукции (товаров, работ, услуг) связано с удержанием налогов, что должно быть объектом аудита. При этом аудитор должен руководствоваться нормами международного права.

Для выражения своего мнения о достоверности отражения импортных операций аудитор должен учесть следующие факторы, связанные с выполнением импортных сделок:

  • экономическую и политическую ситуации в странах участницах сделок и их межгосударственные отношения;
  • характеристику контрагентов;
  • статус иностранного юридического лица;
  • особенности налогообложения, определенные международными конвенциями.

При аудите импортных операций следует особо внимательно проверить правильность исчисления курсовых разниц. Они по расчетам с поставщиками пересчитываются на дату совершения операции и на дату составления отчетности за период. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденным Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н, датой совершения операций по импорту материально-производственных запасов считается дата перехода собственности к импортеру на импортируемые товары.

Поэтому аудитору необходимо тщательно изучить положения внешнеторгового контракта и определить момент перехода права собственности от поставщика к покупателю. Кроме того, аудитор выясняет, имеются ли факты переоценки стоимости оприходованных товаров, так как в соответствии с ПБУ 3/2006 пересчет стоимости активов в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю не производится.

Другой особенностью аудита импортных операций, на которую необходимо обратить внимание, является порядок расчета и удержания НДС с нерезидента. В ст. 148 Налогового кодекса РФ раскрыто понятие «место реализации работ (услуг)» для определения налогооблагаемой базы в целях НДС.

Согласно этой же статье документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ или оказания услуг (акты приемки – сдачи, накладные, счета-фактуры и счета, коносамент и др., т.е. первичные документы, которые содержат полные реквизиты места оказания услуг).

Из рассмотренных особенностей аудита внешнеэкономической деятельности можно заключить, что все они обусловливают разработку специфической методики аудиторского контроля за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующего субъекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)