Трансакционная модель коммуникаций

Данный подход основан на предположении о том, что каждый член организации, вступая в контакты с другими индивидами, обладает ограниченным <набором> состояний своего Я. Выбор определенного состояния придает взаимодействиям конкретный смысл и содержание.

При межличностной коммуникации каждый индивид может вести себя по-разному в соответствии с одним из трех основных состояний Я:

  • состояние Я, ориентированное на образы родителей (состояние <родитель>). Такое состояние характерно для руководителей, лидеров, экспертов при их взаимоотношениях с остальными членами социальной группы или подразделения в организации;
  • состояние Я, автономно направленное на объективную оценку реальности (состояние <взрослый>), прежде всего на оценку ситуации общения, признания за партнером знаний, опыта и способностей. В основном отличается стремлением к равному диалогу и равноценным социальным обменам;
  • состояние Я, действующее с момента его фиксации в раннем детстве, когда индивид занимает коммуникационную позицию <ребенок>. Состояние характеризуется [10. С. 16] стремлением к игре, развлечению, а также восприятию указаний <взрослого>.

В соответствии с трансакционной моделью обмен информацией между индивидами может осуществляться по трем каналам: родитель Р, взрослый В, ребенок Ре.

При этом процесс взаимного обмена информацией может быть:

  •  параллельным, когда <стимул (посылаемая информация) влечет за собой уместную, естественную ожидаемую реакцию>, а процесс коммуникации протекает гладко, без напряжения, на основе взаимопонимания;
  • пересекающимся, когда стороны обмениваются информацией, но имеют разные позиции, неадекватно воспринимают внутреннее состояние партнера, что обусловливает напряженность в отношениях и далее разрыв соглашений, отказ в общении и социальнопсихологические конфликты.

Трансакционный подход полезен при выявлении возможных преград вкоммуникационных процессах, выборе форм оптимального поведения при взаимодействиях в различных ситуациях, при профилактике социальных конфликтов и ситуаций напряженности, поиске возможностей для изменения поведения партнера в ходе обмена информацией.

Применение трансактного анализа позволяет руководителю корректировать собственное поведение при контактах с подчиненными. Однако анализ трансакций касается только межличностных коммуникаций и не может служить основой для анализа коммуникационных сетей организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)