Традиционная исламская классификация наук
С III века хиджры зарождается оригинальный взгляд и на теорию познания и классификацию наук. Знания стали делить по источнику: на постигаемые разумом (аклий) и получаемые из исламских первоисточников (наклий).
К первой группе относили логику, математику, астрономию, музыку, физику, медицину, метафизику. Вторая группа включала Коран, хадис, корановедение и толкование Корана, хадисоведение, догматику.
Другим критерием деления наук стала степень их полезности. К полезным наукам стали относить знания, обеспечивающие счастье человека в бренной и вечной жизни. В связи с этим, Абу Хамид ал-Газали делит науки на обязательные и дополнительные.
Обязательные, в свою очередь, он делит на обязательные на индивидуальном уровне и обязательные на общественном уровне.
Обязательные на общественном уровне включают знания, необходимые для общества в целом. К примеру, медицину или математику необходимо изучать и знать, но владение данными отраслями знания не обязательно для каждого.
Другим критерием деления наук выступает их оценка с точки зрения мусульманского права.
С данной позиции ал-Газали делит науки на следующие группы:
- Порицаемые – мазмум (колдовство).
- Дозволенные – мубах (поэзия, красноречие).
- Поощряемые – махмуд (религиозные науки).
В зависимости от целей приобретения знаний мусульманские ученые делят знания на следующие группы:
- обязательные – фард. Позволяют отличить истину от лжи, дозволенное от недозволенного;
- одобряемые – мустахабб. Способствуют облагораживанию человека, приближению к Всевышнему, либо облегчают получение знаний;
- дозволенные – мубах. Способствуют достижению интеллектуального удовлетворения;
- неодобряемые – макрух. Способствуют высокомерию.
Вопрос о приоритетности различных областей знания давно занимали умы ученых исламского мира. Знатоки в области исламского права считают, что, коль скоро вера проявляется на практике, самым необходимым знанием является фикх, регламентирующий все практические действия человека. Знатоки этики заявляют, что коль скоро оценка поступков человека основывается сквозь призму этических норм, самым необходимым знанием является наука о нравственности – ахлак.
Специалисты по экзегетике Корана обосновывают приоритетность своей области знания тем, что начала всех знаний отражены в небесном Писании, а значит, самым необходимым знанием является толкование Корана – тафсир.
Обобщая их позиции, исследователи предлагают разрешить противоречие следующим образом. Овладение каким-либо конкретным знанием является либо конечной, либо промежуточной целью. Если некое знание является конечной целью, то оно, безусловно, необходимо к постижению. Если знание само по себе не является конечной целью, а служит лишь средством достижения иной цели, то оно также становится необходимым к изучению, поскольку без него не достигается конкретная цель.
Таким образом, горизонт познания имеет предпосылки к практически неограниченному расширению, поскольку каждое новое знание, когда-то бывшее конечной целью, может трансформироваться в промежуточное, обеспечивающее достижение другой, более широкой и глубокой цели.
- Обучение на основном факультете
- Учебная программа одного из основных факультетов
- Предфакультетская подготовка
- Документы об образовании, титулы и степени учености
- Педагоги
- Правила организации внутреннего распорядка учебных заведений
- Особенности методик и методов обучения
- Особенности организации образовательного процесса в исламской педагогике
- Принципы воспитания и образования в исламской педагогике
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу