Торговая прибыль и её источник

Торговый и ростовщический капитал исторически предшествовали промышленному капиталу. При капиталистическом способе производства эти формы капитала теряют свою прежнюю самостоятельную роль; их функции сводятся к обслуживанию промышленного капитала. Вследствие этого при капитализме торговый капитал и капитал, приносящий проценты, существенно отличаются от их докапиталистических форм.

Промышленный капитал, в ходе своего кругооборота последовательно принимает три формы: денежную, производительную и товарную, которые различаются по своим функциям.

Эти функциональные формы промышленного капитала на известной ступени его развития обособляются друг от друга. От промышленного капитала, занятого в производстве, отделяются торговый капитал в виде капитала торговца и ссудный капитал в виде капитала банкира. Внутри класса капиталистов образуются три группы, участвующие в присвоении прибавочной стоимости: промышленники, торговцы и банкиры.

Торговый капитал применяется в сфере обращения, в которой не создаётся прибавочной стоимости

Откуда же возникает прибыль торговца?

Если бы капиталист-промышленник сам занимался реализацией товара, он должен был бы затратить часть своего капитала па оборудование торговых помещений, наём приказчиков и другие расходы, связанные с торговлей. Для этого ему пришлось бы увеличить размеры авансированного капитала или при том же самом авансированном капитале уменьшить объём производства. И в том и в другом случае произошло бы снижение его прибыли.

Промышленник предпочитает продать свой товар посреднику — торговому капиталисту, который осуществляет дальнейшее продвижение товара к потребителям. Благодаря передаче операций по реализации товаров торговцу промышленный капиталист ускоряет оборот своего капитала, а ускорение оборота ведёт к повышению прибыли.

Это позволяет промышленнику с выгодой для себя уступить торговцу некоторую долю своей прибыли. Промышленник продаёт торговцу товар по цене, которая ниже цены производства. Торговый капиталист, продавая товар потребителям по цене производства, получает прибыль. Торговая прибыль есть часть прибавочной стоимости, которую промышленник уступает торговцу за реализацию своих- товаров.

Труд наёмных работников, занятых реализацией товаров, то есть превращением товаров в деньги и денег в товары, не создаёт ни стоимости, ни прибавочной стоимости, но он даёт торговому капиталисту возможность присваивать часть прибавочной стоимости, созданной в производстве.

Интересно
«Подобно тому, как неоплаченный труд рабочего непосредственно создает для производительного капитала прибавочную стоимость, неоплаченный труд торговых наемных рабочих создает для торгового капитала участие в этой прибавочной стоимости».

Торговые работники подвергаются эксплуатации со стороны торговых капиталистов, так же как рабочие, производящие товары, подвергаются эксплуатации со стороны промышленников.

Для реализации определённой массы товаров торговец должен авансировать на известный срок капитал соответственной величины. На этот капитал он стремится получить как можно Польше прибыли. Если норма торговой прибыли окажется меньше средней нормы прибыли, занятие торговлей становится невыгодным, и торговцы переводят свои капиталы в промышленность, сельское хозяйство или в какую-либо другую отрасль. Наоборот, высокая норма торговой прибыли привлекает промышленный капитал в торговлю.

Конкуренция между капиталистами приводит к тому, что уровень торговой прибыли определяется средней нормой прибыли, причём средняя прибыль берётся в отношении ко всему капиталу, включая капитал, функционирующий в сфере обращения.

В форме торговой прибыли действительный источник возрастания капитала ещё более скрыт, чем в форме промышленной прибыли. Капитал торговца не участвует в производстве. Формула движения торгового капитала: Д — Т — Д’. Здесь стадия производительного капитала выпадает, связь с производством внешне порвана. Создаётся обманчивая видимость, будто прибыль возникает из самой торговли путём надбавки к цене, путём продажи товаров выше цены производства.

На деле происходит обратное: промышленник продаёт товар торговцу ниже цены производства, уступая ему часть своей прибыли, которую торговец и реализует путём продажи товаров потребителю по цене производства.

Торговый капитал не только участвует в реализации прибавочной стоимости, созданной в производстве, но и дополнительно эксплуатирует трудящихся как потребителей.

Маркс называл капиталистическую торговлю узаконенным обманом

Стремясь получить дополнительную прибыль, торговые капиталисты всеми способами вздувают цены, широко применяют обвешивание и обмеривание покупателей, продажу недоброкачественных, фальсифицированных товаров.

Одним из источников торговой прибыли является эксплуатация торговым капиталом мелких товаропроизводителей.

Торговый капитал вынуждает крестьян и ремесленников продавать ему продукты своего труда по низким ценам и в то же время покупать у него инвентарь, инструменты, сырьё, материалы по высоким ценам.

Доля торговых посредников в розничной цене сельскохозяйственных продуктов в США с 1913 по 1934 г. повысилась с 54 до 63%.

Всё это ведёт к усилению обнищания трудящихся и ещё больше обостряет противоречия капитализма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)