Теория и методика подготовки и проведения коллективного творческого дела

Творчеством называют деятельность, порождающую нечто иное новое, т.е. что-то такое, чего никогда прежде не было. Словари по философии и психологии указывают на создание новых ценностей, материальных и духовных. Творчество – творение, сотворение, созидание как деятельное свойство (Даль В.И.).

Выдающийся французский философ XX века Анри Бергсон считал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая, по Бергсону, – поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв («elan vital»); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция.

Жизнь в образовании может быть как тусклой и автоматической (конечно, в этом случае настоящего образования не происходит), так и творчески яркой.
Существенной характеристикой педагогического мастерства воспитателя считается способность к творчеству. Эрих Фромм так определяет творчество (креативность): «это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Современная психология считает, что к числу творческих умений педагога-воспитателя следует отнести такие:

  • анализировать проблемные ситуации;
  • формулировать гипотезы;
  • ставить цели;
  • корректно ставить задачу;
  • самостоятельно сделать обобщающие выводы, выделять главное в прочитанном;
  • устанавливать частные и общие способы решения задач;
  • видеть конкретные ситуации;
  • быстро отыскивать нужную информацию;
  • видеть и находить нестандартные способы решения задач;

Школьные педагоги, работающие творчески, – необыкновенные люди. А.Е. Браун (американский менеджер) так описал их: «…они проявляют любознательность и допытываются «почему?», «а что если?»; проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (никогда не отклоняют идею на том основании, что «это мы уже пробовали – не получается»);

Способны увидеть проблему там, где ее другие не видят, и отчетливо ее сформулировать; проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем другие люди; способны связывать и объединять любую информацию самым неожиданным образом; не ортодоксальны и настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;

Проявляют умственную «непоседливость», сильную мотивацию и эмоциональную вовлечённость в то, чем занимаются; более склонны решать проблемы, а не осваивать новые факты и явления; ориентированны на достижение цели, а не применение той или иной методики

Творческие личности – нонконформисты, они насмешливы и мало уважают авторитеты, их, как правило, не волнуют соображение престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения. Поэтому могут доставлять немало беспокойства руководителям». Мы полагаем, уважаемые педагоги, что все эти слова о ВАС.

Вы творческая личность – Значит КТД – это для Вас и Вам оно по – плечу. Начиная творческое дело нужно помнить, что главная задача человека, избравшего стезю воспитателя – научиться и научить входить в особое состояние: у спортсменов – второе дыхание, у поэтов – вдохновение, у верующих православных – благодать. У педагога – это вдохновенное состояние… Оно залог успеха.

Интересно
Всем известно, методика коллективной творческой деятельности (методика КТД), родилась в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор её – известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Д.С. Лихачев написал слова простые по форме, но богатые по содержанию «к доброму старому всегда возвращаются, но с другой стороны».

Наша задача показать новое содержание КТД, которое продиктовано веянием времени. Акцент, который сейчас делается, на гуманистические основы воспитания, привел к смене подходов к воспитанию, переосмыслению методики КТД. Суть этого переосмысления – в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела.

Коллективное творческое дело (КТД) – это деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор (Иванов И.П.) назвал «педагогика общей заботы».
Её можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как её сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъём, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)