Сущность и виды брака

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял римский брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Эта идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным партнером мужа.

Как полагают некоторые исследователи, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало mаtrimоnium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius соnubii, и mаtrimоnium iuris gеntium между лицами, такого права не имеющими. В доюстиниановом праве различали два вида брака.

Первым видом был брак сum mаnu mаriti, т.е. брак с мужней властью, в силу которого жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом.

Вступление в такой брак неизбежно означало сарitis dеminutiо minimа жены: если до брака жена была реrsоnа sui iuris (в собственной власти), то после вступления в брак сит тапи (в чужой власти) она становилась реrsоnа аliеni iuris. Если до брака она была под властью (in роtеstаtе) своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его раtеrfаmiliаs, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака – sinе mаnu mаriti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но в отличие от последнего обладал особым намерением – основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sinе mаnu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности.

Законами ХII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак сит тапи и брак sinе mаnu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака сит тапи требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sinе mаnu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние. Вместе с тем с ним связывались определенные юридические последствия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)