Судебные расходы в административном судопроизводстве

Судебные расходы в административном судопроизводстве – это затраты, которые несут участвующие в административном деле лица в связи с рассмотрением и разрешением судом публично-правовых споров в порядке административного судопроизводства.

В состав судебных расходов входят государственная пошлина и судебные расходы (статья 103 КАС РФ). Государственная пошлина – это денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение административного дела судом. Размер и порядок уплаты государственной пошлины определяется главой 23.5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Виды государственной пошлины: простая и пропорциональная. Простая государственная пошлина исчисляется в твердых ставках. Пример: в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей, для организаций – 2000 рублей.

Интересно
Пропорциональная государственная пошлина исчисляется в процентном отношении от цены административного иска, примеры: при предъявлении административного искового заявления имущественного характера (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ), при подаче заявления о вынесении судебного приказа (п. 2 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ), при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы (п. 9 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Судебные издержки – это расходы, которые несут юридически заинтересованные в исходе административного дела лица, по оплате затрат на его рассмотрение и разрешение в суде. Состав судебных издержек определен ст. 106 КАС РФ. К недостаткам правового регулирования судебных расходов можно отнести предписания п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ об определении размера государственной пошлины при предъявлении административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, где базой для определения размера государственной пошлины является «цена иска».

КАС РФ не только не содержит определения понятия «цена иска», он вообще не оперирует указанным понятием. Более того, вопрос квалификации административного иска как имущественного является проблемным, так как на уровне доктрины административного судопроизводства не может вестись речь о понятии «цена административного иска», ведь в рамках административного судопроизводства суд не разрешает спор об имущественных либо связанных с ними неимущественных правах.

Административное судопроизводство своими целями преследует защиту прав, свобод и интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, других субъектов во время осуществления властных управленческих функций, в том числе делегированных, а также осуществление судебного контроля в сфере публично-правовых отношений.

Восстановление же имущественных прав не является целью административного судопроизводства, защита прав на имущество находится за пределами указанного вида судопроизводства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)