Судебная электротехническая экспертиза

Судебная электротехническая экспертиза производится в целях изучения работы электросетей и электрооборудования, причин возникновения в них аварийных режимов, работы аппаратов защиты электросетей и проч.

На разрешение электротехнической экспертизы выносятся в основном следующие вопросы диагностического характера:

  1. Каковы технические характеристики исследуемых элементов электроустановки, электроприбора?
  2. Находится ли электроустановка, электроприбор в исправном состоянии? Если нет, то каковы причины неисправностей?
  3. Возникли ли неисправности в результате нарушения технологии изготовления или неправильной эксплуатации, по иным причинам?
  4. Соответствует ли сечение электропроводки потребляемой мощности? Каковы характеристики электропроводки, изоляционного покрытия? Соответствует ли электропроводка на объекте требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ)?
  5. Соответствует ли характеристика устройства электрозащиты (плавкого предохранителя, автоматического выключателя) требованиям ПУЭ? Каковы характеристики устройства электрозащиты?
  6. Каковы должны быть токовые нагрузки на кабельные изделия на отдельных участках электросети при штатных режимах работы? Не работали ли отдельные участки электросети в режиме токовой перегрузки? Если да, то какова была ее величина?
  7. Имеются ли следы изменений, переделок в узлах и деталях устройства электрозащиты, и если имеются, то как это отразилось на его характеристиках?
  8. В каком состоянии находились на объекте устройства заземления и молниезащиты? Соответствовали ли они ПУЭ?
  9. Имеются ли на представленных вещественных доказательствах признаки аварийных явлений (оплавления, следы токовой перегрузки, короткого замыкания и т.п.)?
  10. Каков механизм возникновения и развития аварийного режима работы электроустановки?
  11. Сработало ли устройство электрозащиты при аварийном режиме электроустановки, а если не сработало, то чем это вызвано?
  12. Чем вызвано разрушение плавкой вставки предохранителя? Из какого материала выполнена плавкая вставка предохранителя? Является ли плавкая вставка стандартной или нестандартной (самодельной), какова ее защитная характеристика?
  13. Находилась ли лампа накаливания в момент разрушения в исправном состоянии или ее спираль перегорела ранее? Произошло ли повреждение колбы лампы накаливания, когда она находилась во включенном или в выключенном состоянии?
  14. Позволяла ли данная схема подключения нагрузки пользоваться электроэнергией в обход электросчетчика?

Объектами электротехнической экспертизы являются электрооборудование, электроприборы, их части, фрагменты электропроводов и кабелей, устройства электрозащиты (плавкие предохранители, автоматические выключатели и проч.), электрокоммутирующие устройства и т.п.

В качестве сравнительных образцов при назначении электротехнических экспертиз представляются аналогичные приборы и оборудование, отрезки проводов и кабелей, предохранители, аппараты защиты и др.

Судебные электротехнические экспертизы, как правило, выполняются в тех же экспертных учреждениях, что и судебные пожарно-технические, поскольку многие эксперты компетентны в обеих областях. Весьма часто эти экспертизы назначаются в комплексе с другими родами судебных инженерных экспертиз. Рассмотрим это на примере назначения комплексной судебной электротехнической и автотехнической экспертиз.

В суде разбиралось гражданское дело о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В ходе ДТП произошло попутное столкновение автомашин С. и З. В процессе движения С. затормозил на нерегулируемом перекрестке, пропуская транспортное средство, движущееся в приоритетном направлении, а машина З., не успевшего затормозить, ударила сзади автомобиль С.

В процессе судебного слушания водитель З. заявил, что машины, двигавшейся по перпендикулярному направлению, ему видно не было, а у водителя С. не работали сигналы торможения. По этой причине он не успел затормозить.

По делу была назначена электротехническая экспертиза, на разрешение которой вынесены вопросы:

  1. Находились ли электролампы сигналов торможения машины С. в момент удара в исправном состоянии?
  2. Повреждение колб ламп произошло, когда они находились во включенном или в выключенном состоянии?

В результате производства электротехнической экспертизы эксперт пришел к заключению, что обе электролампы сигналов торможения в момент удара были исправны и горели. Суд решил дело в пользу водителя С.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)