Субъекты административного права. Граждане

В юридической литературе дается определение: гражданин как субъект административно-правовых отношений – это лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их правосубъектности, которую составляют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина представляет собой признаваемую за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

Частичная правоспособность возникает с момента рождения (например, право на имя). Она не одинакова для всех граждан и зависит от многих факторов (пола, состояния здоровья, возраста и т.п.).

В основном объем, и содержание административной правоспособности установлены в Конституции РФ, а также в изданных в соответствии с Конституцией федеральных актах субъектов РФ.

Административная дееспособность гражданина – это признанная законом и иными правовыми актами способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера.

Законодательством точно не определен момент возникновения административной дееспособности. Ее появление связано с возрастом, интеллектуальным взрослением человека.

Так, лица, достигшие 16 лет, являются субъектами ответственности за административные правонарушения. Однако в полном объеме согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

На основе административной правоспособности граждане вступают в административно-правовые отношения.

В таких отношениях они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования административно-правовых норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой, с иском в суд).

По способу возникновения административные правоотношения можно классифицировать на отношения, возникающие в связи:

  • с реализацией гражданами их законных прав (право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);
  • с выполнением гражданских обязанностей (платить законно установленные налоги и сборы и др.);
  • с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);
  • с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).

Конституция РФ закрепляет право гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону, например объявление забастовок, обращение в официальные инстанции и др.

По Конституции РФ гражданин вправе обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами, а также за получением информации, справок и других документов.

Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Общее право жалобы имеют все граждане. Специальное право жалобы предоставлено законодательством лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного производства, трудовых споров и т.д.

Общее право жалобы можно подразделить на: 1) право на административное обжалование и 2) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее – жалоба) регулируется частично Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. действует на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции РФ и другим законам), а также Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Обжалованы могут быть любые действия или бездействия работников государственных и общественных предприятий, учреждений как неправильные. Жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца.

В ней должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, подающего жалобу, его адрес, сведения о месте работы или учебы. Анонимные заявления и жалобы не рассматриваются.

Судебное обжалование осуществляется в соответствии с вышеназванным Законом РФ от 27 апреля 1993 г. Граждане вправе обжаловать в суд единоличные и коллегиальные действия (решения) государственных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и должностных лиц,

Гражданин может обратиться по своему выбору или в суд, или в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца. Если гражданину в удовлетворении жалобы будет отказано или он не получит ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Законом установлены сроки для обращения с жалобой в суд: в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, и одного месяца со дня отказа вышестоящим органом в удовлетворении жалобы.

Для некоторых категорий лиц гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, нормативными актами, определяющими особенности дисциплинарной ответственности, устанавливается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)