Субъекты административного права. Граждане
В юридической литературе дается определение: гражданин как субъект административно-правовых отношений – это лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией.
Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их правосубъектности, которую составляют административная правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность гражданина представляет собой признаваемую за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.
Частичная правоспособность возникает с момента рождения (например, право на имя). Она не одинакова для всех граждан и зависит от многих факторов (пола, состояния здоровья, возраста и т.п.).
В основном объем, и содержание административной правоспособности установлены в Конституции РФ, а также в изданных в соответствии с Конституцией федеральных актах субъектов РФ.
Административная дееспособность гражданина – это признанная законом и иными правовыми актами способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера.
Законодательством точно не определен момент возникновения административной дееспособности. Ее появление связано с возрастом, интеллектуальным взрослением человека.
Так, лица, достигшие 16 лет, являются субъектами ответственности за административные правонарушения. Однако в полном объеме согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
На основе административной правоспособности граждане вступают в административно-правовые отношения.
По способу возникновения административные правоотношения можно классифицировать на отношения, возникающие в связи:
- с реализацией гражданами их законных прав (право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);
- с выполнением гражданских обязанностей (платить законно установленные налоги и сборы и др.);
- с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);
- с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).
Конституция РФ закрепляет право гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону, например объявление забастовок, обращение в официальные инстанции и др.
По Конституции РФ гражданин вправе обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами, а также за получением информации, справок и других документов.
Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Общее право жалобы имеют все граждане. Специальное право жалобы предоставлено законодательством лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного производства, трудовых споров и т.д.
Общее право жалобы можно подразделить на: 1) право на административное обжалование и 2) право на судебное обжалование.
Общее право на административное обжалование (далее – жалоба) регулируется частично Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. действует на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции РФ и другим законам), а также Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Обжалованы могут быть любые действия или бездействия работников государственных и общественных предприятий, учреждений как неправильные. Жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца.
В ней должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, подающего жалобу, его адрес, сведения о месте работы или учебы. Анонимные заявления и жалобы не рассматриваются.
Судебное обжалование осуществляется в соответствии с вышеназванным Законом РФ от 27 апреля 1993 г. Граждане вправе обжаловать в суд единоличные и коллегиальные действия (решения) государственных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и должностных лиц,
Законом установлены сроки для обращения с жалобой в суд: в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, и одного месяца со дня отказа вышестоящим органом в удовлетворении жалобы.
Для некоторых категорий лиц гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, нормативными актами, определяющими особенности дисциплинарной ответственности, устанавливается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.
- Субъекты административного права. Органы исполнительной власти
- Административное право
- Органы государства
- Федеративное устройство
- Права и свободы человека и гражданина
- Конституционное право как отрасль права
- Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения
- Действие законов
- Понятие источники права
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу