Структура волевой регуляции деятельности

Деятельность осуществляется системой действий. Дей­ствие — структурная единица деятельности. Различаются перцеп­тивные, умственные, мнемические и практические действия.

В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполни­тельную и контрольную части.

Цели деятельности определяют характер и последователь­ность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. (В сложной деятельности сами отдельные действия выполняют роль операций.) Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к той или иной деятельности, человек предвари­тельно ориентируется в ее условиях, обследуя обстановку с це­лью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяются их значение, возможности их комбинации для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее дости­жения и необходимых для этого средствах называется ориенти­ровочной основой деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентиро­вочной основой, которая специально формируется при обуче­нии индивида.

При осуществлении деятельности субъект вступает во взаи­модействие с предметным миром: происходит преобразование предметной ситуации. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также уме­ниями и навыками субъекта деятельности.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных усло­виях деятельности.

Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий-операций, сформировавшийся в результате многократно­го их повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.

Различаются следующие навыки поведения:

  • перцептивные — одномоментное, стереотипизированное отражение комплекса опознавательных признаков хорошо зна­комых предметов; навыки симультанного опознания объектов;
  • интеллектуальные — стереотипизированные способы реше­ния задач определенного класса;
  • двигательные — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений. Двигательные навыки включа­ют в себя и стереотипизированное использование привычных орудий действий.

Навыки характеризуются различной степенью обобщеннос­ти — широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готов­ностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка от­личается свернутостью (снятием) некоторых его регуляционных компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы.

Так, навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных ак­тов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.

Большинство повседневных действий относится к числу на­выков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мы­шечным (кинестезическим) контролем. (Так, опытная машини­стка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинаю­щий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.)

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединени­ем отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных ре­зультатов ранее поставленной цели немедленно включают час­тично автоматизированное действие в сферу сознательного кон­троля, происходит сознательная корректировка действий.

В следственной практике встречаются попытки обвиняемого умыш­ленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т. п. В этих случаях соответ­ствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь создает различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа дик­товки контрольного текста, организация отвлекающих действий.

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирова­ние новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, — отсюда трудности пе­реучивания.

Нейрофизиологической основой навыков является динами­ческий стереотип — система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.

Действия человека ориентируются и контролируются ценно­стными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В по­ ведении человека закрепляется его операционально-стереоти-пизированный поведенческий механизм, формируются его це­левые и операциональные установки.

Деятельность индивида — устойчивая система его взаимосвя­зей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стерео-типизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов пове­дения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.

Простые волевые действия состоят из трех структурных эле­ментов:

  • мотив, совмещенный с целью;
  • исполнение дей­ствия;
  • оценка результата.

Простые действия обычно не связа­ны со значительными волевыми усилиями и реализуются обыч­но в форме навыков и привычек.

В каждом простом действии различаются сенсорный, цент­ральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободи­ли ему дорогу. В этом действии можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части доро­ги, — центральный мыслительный компонент; непосредствен­ное передвижение — моторный, двигательный компонент и удо­стоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону, — контрольный компонент.

В различных действиях тот или иной из первых трех компо­нентов приобретает ведущее значение. Например, при старто­вом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит главным образом от зрительной работы, — сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на нали­чие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим являет­ся центральный, мыслительный компонент действия.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и мо­торный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются координационно-каче­ственными и временными параметрами.

Скорость, с которой человек может реагировать на раздра­житель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зави­сит от:

  • модальности стимула;
  • интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР);
  • тренированности индивида;
  • его установки на совершение данного действия;
  • действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая);
  • сложности реакции.

Двигательные реакции подразделяются на простые и слож­ные. Простая реакция — это ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем составляет 0,2 с.

Сложная реакция происходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).

Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по сле­дующей формуле:

ВР (м/с) = 270« (n + 1), где п — число возможных альтернатив.

Все устройства отображения информации и управления дол­жны соответствовать ряду эргономических требований, предус­мотренных соответствующими ГОСТами.

Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппиро­ваны по их функциям или отношению к отдельным управляе­мым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть вы­делены размером, формой и цветом.

Время реакции на раздражители различной модальности не одинаково. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на световые, самое продолжительное — на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.

При управлении техникой кроме времени реакции необх­одимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)