Структура эргономических свойств и показателей техники

Раскроем содержание понятия «эргономичность техники», которое является конкретным проявлением деятельностного подхода в эргономике. Это иерархическая динамическая структура, включающая несколько уровней.

Эргономические свойства и показатели (существенные признаки) каждого предыдущего уровня являются основой формирования эргономических показателей последующего уровня.

Здесь действует тот же общий принцип, которому подчиняются межуровневые отношения структуры деятельности человека и который состоит в том, что наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит.

Высший уровень рассматриваемой иерархической структуры — эргономичность техники — целостная ее характеристика, органично связанная с показателями производительности, надежности и экономичности эксплуатации.

Эргономичность вырастает из ряда эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства техники, при которых она органично включается в оптимальную психофизиологическую структуру деятельности человека (группы людей) по управлению, обслуживанию и освоению техники.

Под обитаемостью понимается эргономическое свойство техники, при котором условия ее функционирования приближаются к оптимальным с точки зрения жизнедеятельности работающего человека (группы людей), а также обеспечиваются уменьшение или ликвидация вредных последствий функционирования техники для окружающей среды.

Эргономические свойства техники представляют собой определенные предпосылки, возможности деятельности человека, относящиеся к ее объективным условиям.

Эргономические свойства формируются на основе комплексных эргономических показателей, которые представляют разные, но взаимосвязанные стороны указанных свойств. Комплексные эргономические показатели формируются на основе групповых эргономических показателей, которые представляют совокупность однородных единичных эргономических показателей: социально-психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропометрических и гигиенических.

Рассматриваемая структура позволяет представить различные уровни интегрирования в эргономике, каждый из которых обладает определенной качественной спецификой, не сводимой к механическому объединению составляющих его показателей.

Для проектировщика важно знать не только номенклатуру и характеристики эргономических показателей, но и то, как на их основе формируются эргономические свойства проектируемых объектов.

В этом пункте проектные задачи наиболее тесно смыкаются с эргономикой, становление которой как научной дисциплины во многом, определяется решением проблемы раскрытия закономерностей взаимопереходов одних рассматриваемых уровней показателей и свойств техники в другие.

Каждый шаг на пути решения этой чрезвычайно сложной проблемы лишний раз оттеняет определенную ограниченность и временный характер того, что называется: учетом человеческого фактора и создает реальные предпосылки для разработки научно обоснованного инструмента целенаправленного формирования в процессе проектирования эргономических свойств техники.

Другими словами, существенно меняются роль и место эргономики в проектировании техники: от решения отдельных частных задач, связанных с частичным улучшением трудовой деятельности человека в уже спроектированных, заданных технических системах, она переходит к полноправному участию в построении общей функциональной структуры систем «человек — машина».

Речь идет о том, чтобы с самого начала проектировать человеко-машинную систему, а не только технические средства, которые лишь на стадии практической «подгонки» их к человеку становятся компонентами указанной системы.

Происхождение понятия «учет человеческого фактора» при создании систем не без оснований связывают с тем, что системотехника рассматривает человека, как внешний фактор и в качестве основного компонента системы берет ее техническую часть.

Методологическое значение предложенной структуры свойств и показателей состоит в том, что она открывает возможности действительно содержательного эргономического описания систем «человек— техника», позволяющего, в свою очередь, строить модели, отображающие соответствующие закономерности их функционирования.

Теоретические основания этой структуры имеют много общего с положениями разрабатываемого системного подхода к изучению главного звена системы «человек — машина» — человека и системы в целом. Структура эта является эффективным методическим инструментом эргономики, с помощью которого возможно соответствующее изучение систем «человек — техника» на функциональном уровне.

Структура эргономических свойств и показателей техники стимулирует начавшийся процесс пересмотра некоторых установившихся представлений о методах ее проектирования и тем самым способствует его переходу на новый более высокий уровень.

«Уже сейчас, видимо, следует думать и о другом направлении — в разработке технического задания исходить из идеи вторичной, обслуживающей функции машин и, следовательно, учитывать прежде всего позитивные качества человека как действительного субъекта труда, т. е. то, что составляет не его недостатки, а его преимущества по сравнению с машиной.

На этом пути открываются принципиально новые резервы повышения производительности труда, т. е. решения одной из важнейших задач пятилетки». При рассмотрении проектирования как процесса, который кладет начало изменениям в искусственной среде, основное внимание акцентируется на задаче, получившей название «проектное прогнозирование» и являющейся специфической формой научного программирования социальных и других последствий проектной деятельности.

Множественность и сложный характер таких последствий, их значительная отсроченность по отношению к моменту начала и течения собственно процесса проектирования — все это требует не только применения новой методологии, но участия большого числа высококвалифицированных специалистов в коллективной разработке проектов.

В проектном прогнозировании на смену «статичному» объекту проектирования приходит «саморазвивающийся» объект, а в этой связи открывается возможность выбора оптимальных вариантов и отсеивания ошибочных решений в процессе проектирования еще до того, как их отрицательные последствия могли бы стать необратимым фактором реальной действительности.

Научные исследования, как прикладные, так и фундаментальные, оказываются не просто вспомогательным элементом, но внутренне необходимой потребностью, органически вырастающей из самой природы проектной деятельности.

К числу названных исследований относится изучение закономерностей оптимального взаимодействия человека с техникой. Одной из центральных проблем эргономики как научной дисциплины является исследование межуровневых переходов иерархической структуры эргономических свойств и показателей, и прежде всего выявление закономерностей формирования эргономических свойств техники, а именно; управляемости, обслуживаемости, освояемости и обитаемости.

«Главное, нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в межуровневых исследованиях мы имеем дело не с односторонним, а с двусторонним и к тому же спиралеобразным движением: с формированием высших уровней и «отслаиванием» — или переделкой — уровней, нижележащих, в свою очередь, обусловливающих возможность дальнейшего развития системы в целом.

Таким образом, межуровневое исследование, оставаясь междисциплинарным, вместе с тем исключает понимание последнего как редуцирующего один уровень к другому или стремящегося найти их коррелятивные связи и координации».

Проблема проектирования деятельности человека (группы людей) по управлению (использованию) техникой становится органической частью общего процесса ее проектирования. Удовлетворительное решение этой проблемы возможно при опоре на эргономику и другие науки, изучающие человека и его деятельность.

Такое обогащение и усложнение проектирования отвечает сущности техники, которая по своему назначению «человечна» и прогресс которой осуществляется по законам развития человеческого труда. К. Маркс неоднократно подчеркивал, что техника — «созданные человеческой рукой органы человеческого мозга».

Реальный процесс взаимодействия человека с техникой не укладывается в рамки общих рекомендаций и конкретных требований эргономики. Опираясь на указанные данные, в процессе проектирования техники необходимо решать задачу содержательного моделирования деятельности человека и условий ее осуществления.

Другими словами, необходимо достаточно четко и всесторонне представлять, что и как будет делать человек с данным видом техники и при каких условиях.

Разработка и оценка на этой основе проектных предложений, обеспечивающих создание удобной и безопасной техники, выделяются в особую область эргономического проектирования человеко-машинных систем. Характеризуясь определенной спецификой, эргономическое проектирование подчиняется общим закономерностям и методам проектной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)