Статус правовой средств массовой информации

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Как правило, все периодические печатные издания тиражом более одной тысячи экземпляров регистрируются в Национальном агентстве ISSN в Российской книжной палате с присвоением соответствующего международного стандартного номера (ISSN). На периодические печатные издания полностью распространяется положение о предоставлении обязательных экземпляров изданий (ФЗ “Об обязательном экземпляре документов”).

Правила учреждения и регистрации СМИ, необходимые для оформления юридического факта рождения нового СМИ и признания за ним правового состояния средства массовой информации, несколько отличаются от правил, касающихся создания юридических лиц и закрепленных в Гражданском кодексе РФ.

Это связано с тем, что, во-первых, согласно ч. 3 ст. 2. под средством массовой информации понимается “форма периодического распространения массовой информации”, которая, естественно, не может быть юридическим лицом. Во-вторых, как это предусмотрено ч. 2 ст. 19, редакция может быть юридическим лицом, но может им и не быть, если, например, она является внутренним подразделением какого-либо предприятия, организации или учреждения либо вообще в этом качестве выступает частное физическое лицо.

Интересно
Если же редакция организуется в форме юридического лица, то она подлежит регистрации по общим правилам ГК РФ, но только после регистрации СМИ. Это вытекает из требований ч. 1 ст. 8 Закона о СМИ, где устанавливается, что редакция СМИ “осуществляет свою деятельность после его регистрации”.

Что касается процесс учреждения СМИ, то здесь следует отметить следующее. Во-первых, учредителем СМИ может быть любой совершеннолетний, т.е. достигший 18- летнего возраста гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными.

На лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории РФ, распространяется национальный режим и, таким образом, они приравниваются к российским гражданам. Иностранцы, напротив, этого права лишены, однако ничто не мешает им законным путем учредить российское юридическое лицо или приобрести предприятие, которое выступит в качестве учредителя СМИ.

Во-вторых, правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т.д. При этом им вовсе не обязательно являться юридическими лицами. Так, согласно ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” создаваемые гражданами общественные объединения могут “функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица”. Статья 27 данного Закона, признавая за общественными объединениями право учреждать СМИ, никак не увязывает это правомочие с фактом наличия их государственной регистрации.

В-третьих, учреждать СМИ вправе предприятия, учреждения, организации (корпорации, банки, клубы, библиотеки, университеты, научные центры и т.д.). Единственное существующее здесь ограничение – деятельность таких предприятий, учреждений и организаций не должна быть запрещена в соответствии с законом. Иными словами, например, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение о ликвидации, утрачивает право быть учредителем СМИ.

Причем в этом случае ее права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции (ч. 4 ст. 18). Наконец, в-четвертых, учредителями СМИ могут быть государственные органы. Разумеется, это относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления. Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем, и только совместно они могут выступать в качестве учредителя. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о СМИ соучредители заключают договор, в котором определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

Хотя Закон текстуально не обязывает соучредителей заключить договор, но, предопределяя его содержание, делает его необходимым. Если же учреждается не только СМИ, но и редакция, обладающая правами юридического лица, то учредительный договор становится обязательным в силу требований ст. 52 ГК РФ.

Следует обратить внимание также на ст. 17 Закона о СМИ, где устанавливается, что права и обязанности учредителя возникают с момента регистрации средства массовой информации. Соответственно, появление нового соучредителя допускается лишь при условии перерегистрации СМИ (ч. 1 ст. 11). Следовательно, юридически некорректной будет, например, формула, использованная в решении Смоленской областной Думы “О журнале “Край Смоленский” от 26 апреля 1994 г.: “Считать областную Думу соучредителем журнала”. На самом же деле Дума может стать соучредителем лишь с согласия других соучредителей и редакции и только после перерегистрации СМИ, а не с момента принятия Думой данного решения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)